Учитель – профессия дальнего действия

45 лет назад в город приехала молоденькая учительница теории музыки Елена Капилевич. Сегодня ее знают и любят не только ученики, но и многие горожане. Ведь Елена Григорьевна – постоянная ведущая тематических вечеров, программ, концертов, проходящих на различных городских площадках.

Когда-то, будучи молоденькой девчонкой, она увлеклась академическим вокалом, принимала учас-тие в общественной жизни школы, занималась конькобежным спортом и даже сдала на разряд. Еще мечтала поступить в строительный институт. Ведь тогда по всему Советскому Союзу шли стройки «века», и она, с присущим юношеским восторгом, мечтала созидать великое и светлое будущее. Когда пришло время выбирать профессию, родители настояли на специальности музыканта. Учитель, с которым Елена Григорьевна занималась музыкой, прозорливо заметил: «Есть что-то в этой Ленке!».

рисунок10002_2_bw-webВ музыкальном училище студентка с большим интересом сотрудничала с ивановской газетой «Ленинец» – писала статьи для рубрики «Симфонический оркестр». Приходилось слушать и анализировать много музыкального материала, учиться излагать свои мысли. Впоследствии эти навыки помогали при подготовке сценариев и программ.

Проработав четыре года в нижегородской музыкальной школе, Елена Григорьевна приехала в Арзамас-16.

Вера Домрачева, преподаватель ДШИ, бывшая ученица:

– Навсегда запомнились ее уроки по музыкальной литературе. И не важно, знакомила ли нас Елена Григорьевна с творчеством композиторов, слушали ли мы оперу, симфоническую музыку, она всегда старалась создать на уроке необычную обстановку, чтобы вызвать соответствующее настроение. Помню, захватывающий рассказ о музыкальном произведении «Сеча при Керженце» – вдруг гас свет, таинственно звучала музыка… и перед нами вставала картина исторического сражения.
Именно поэтому я до сих пор помню многое из того, что слушали на ее уроках.

При подготовке тематических концертов «Сказка в музыке» Елена Григорьевна сама оформляла сцену сказочными декорациями. Это так вдохновляло юных исполнителей, что не сыграть «в образе» было невозможно.

Хочется отметить, что Е.Капилевич – прежде всего педагог-новатор. Уже во втором классе она учила нас не только подбирать по слуху, но и сочинять музыку, что по тем временам было определенной педагогической смелостью.

Елена Капилевич – человек увлекающийся, творческий, активный. Когда в городе появилось телевидение, вместе с Л.Ивановой вела передачи о джазе, которые с таким нетерпением ждали телезрители. Музыкальное оформление тогда помогали делать музыканты из группы «Нижний Новгород».

Потом вошли в моду дискотеки. И тут Е.Капилевич не могла остаться в стороне. Она стала первой и, пожалуй, самой яркой ведущей городских дискотек. Достать билет на ее программы было почти невозможно.

Ирина Коняева, преподаватель музыкальной школы им.Балакирева, бывшая ученица:

– Я обожала ее дискотеки. Приходила пораньше и рассматривала вырезки из журналов, фотографии звезд зарубежной эстрады, которые лежали на столе ведущей. Где она доставала все это?

Елена Григорьевна – источник неиссякаемой энергии. Человек творческий, яркий, активный, мудрый, артистичный и эмоциональный. Она умеет заинтересовать детей, держать их внимание. Подход к работе всегда неформальный. Талантлива разносторонне. Если надо провести концерт, написать сценарий, организовать что-то, все это – к Елене Григорьевне.

Мне тоже довелось учиться в классе Елены Григорьевны. Помню, когда наводили справки про учительницу, кто-то из старших товарищей сказал: «Она не только задает, но еще и спрашивает». И действительно, спрашивала. Желающие выйти к доске были всегда, потому что весь материал был предварительно хорошо проработан и не ответить мог только абсолютно слепой и глухой.

Почти шестьдесят ее учеников стали профессиональными музыкантами. Сегодня они работают в Москве, Нижнем Новгороде, Заречном, Снежинске, Златоусте и даже в Хельсинки. Многие вернулись в родной город и трудятся в детских садах и школах. Хотя сама Е.Капилевич считает, что не это показатель ее труда:

– Сольфеджио – кропотливая и скрупулезная работа слуха, ума, интеллекта, на первый взгляд, не видная. Но человек, изучавший этот предмет, всегда услышит фальшь и сможет отличить настоящее от плохого.

Если переводить дословно, то сольфеджио – пение нотами. Все великие певцы начинали свой путь с изучения этого предмета, потому что – это станок, школа, основа. Заниматься только совершенствованием игры на инструменте или голоса недостаточно, чтобы быть по-настоящему грамотным музыкантом.

Музлитература – бездна. Когда слушаешь музыку великих композиторов, возникает ощущение, что она написана только для тебя. Дети любят слушать, но этому тоже надо учить. Зато впоследствии у них формируется музыкальный вкус, появляются любимые композиторы, произведения.

Несколько лет назад в городе проходил фестиваль среди детских садов «Театральная весна». Мне было интересно придумывать сценарий, подбирать музыкальное оформление, заниматься постановкой с юными артистами. У нас получилась мини-опера «Что увидела белочка в детском саду». Малыши впервые соприкоснулись с музыкой и больше с ней не расстаются. Все юные артисты пришли к нам в школу и сейчас уже заканчивают 7 класс.

Многие бывшие ученики приводят своих детей. Для меня, как для педагога, это очень важно и ценно. Учитель – профессия дальнего действия.

Сегодня к Е.Капилевич обращаются разные люди за советом, за помощью подобрать материал, провести концерт. И она всегда со свойственным ей азартом берется помогать.

Елена Григорьевна – гостеприимная хозяйка, прекрасно готовит. Любит путешествовать и обязательно привозит из поездок экзотические сувениры. Вся стена в комнате украшена всевозможными веерами из разных стран.

Елена Григорьевна – автор нескольких научно-методических работ. Ее разработка о методике наглядности и принципах применения на уроках слушания музыки среди педагогов школ искусств города заняла 1-е место. Эта же работа отмечена дипломом 2-й степени в конкурсе методик среди педагогов городов ЗАТО.

Т.Никольская,
фото из архива Е.Капилевич

Добавить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree