Я заболел океаном

33 дня длился переход саровчанина Сергея Кузнецова через Атлантический океан, второй по величине после Тихого.
Сергей хорошо известен среди поклонников восточных единоборств. Когда в 1992 году вернулся из армии, то основал клуб «Сакура» (свой переход через Атлантический океан посвятил как раз его 20-летию). Окончил философский факультет, является тренером по каратэ, мастер спорта, судья международной категории ЕSKA по сётокан ката и сётокан кумитэ, председатель судейской комиссии USKO России, 4-й дан JKA. Его воспитанница Анастасия Костерина стала чемпионкой Европы.
– Каратэ – все-таки сухопутный вид спорта. Откуда возник океан?
– Разрабатывая свою методику подготовки спортсменов высокой квалификации, которая, кстати, имеет одинаковые корни независимо от вида спорта, исходил из того, что каждый человек, и спортсмены не исключение, испытывает чувство страха, который зачастую стоит на пути и мешает достигать высоких целей. Я искал, как побороть этот страх, как научиться принимать решение в состоянии стресса. Так вот, природная стихия, в частности, вода – идеальная среда для психотренинга при подготовке. Лет десять назад в Германии друзья приобщили меня к парусному спорту, вернее, к кайтингу – одному из его видов. Когда впервые попробовал, сразу понял – мое. Потом стал использовать кайтинг при подготовке своих воспитанников и увлекся окончательно. Работа по этой системе дала толчок для моих воспитанников, они стали прогрессировать и показывать высокие результаты на соревнованиях.

– Что такое кайтинг?
– Я бы провел аналогию с фэн-шуй. Фэн-шуй переводится как ветер и вода. В основе этой науки лежит утверждение, что от соединения двух стихий человек получает энергию. Так вот кайтинг – это соединение ветра и воды.
Для того чтобы полностью войти в систему парусного спорта, нужно было совершить переход. Подвернулся удобный случай, искали напарника для капитана. И хотя у меня был нулевой уровень в яхтинге, мою кандидатуру одобрили.
Экипаж, состоящий из капитана, резидента Португалии, но русского по национальности, и матроса, саровчанина Сергея Кузнецова, 12 декабря стартовал с острова Ланзароте из группы Канарских островов. Крейсерская яхта весом 10 тонн длиною около 15 метров со скоростью 10 узлов, или 18 км/ч, под парусами отправилась в дальнее плавание. Путь через океан был проложен с одной остановкой на одном из островов Зеленого мыса Кабо-Верде. Сюда путешественники добрались через 12 дней, пополнили запасы пресной воды и отправились далее до конечной – Карибских островов.

– Что взяли на борт из провианта?
– Еды было немного. В основном фрукты, макароны, немного тушенки. У нас была своя мини-пекарня, и раз в три дня пекли вкусные булочки. Планировалось, что мы будем ловить рыбу. Собственно, так и было: тунец, золотая макрель, ваха. Однажды попался голубой марлин – это огромная, редкая и красивая рыба. На вид так больше акулы. Так что у нас всегда были свежие суши. На островах покупали бананы, ананасы, они имеют совершенно другой вкус.

– Ваши ощущения от глубины океана?
– В среднем под нами было пять километров. Температура воды 23 градуса. Мы шли близко к экватору, ближе к Карибам, она повысилась до 26 градусов. Температура воздуха приблизительно такая же, чуть повыше.

– Что входило в ваши обязанности?
– Ежедневно вел дневник. Записывал каждые два часа широту, долготу, скорость, показания барометра. Так как капитану около 60 лет, я, стало быть, помоложе, все ночные дежурства были моими.
Земля-то круглая

– Чем поразил океан?
– Необыкновенной красотой, великолепием. Поражает лазурь, очень тонкое изменение цвета в самой волне. Конечно, прыгал, купался, но наслаждаться плаванием не получилось. Возникает очень некомфортное ощущение, словно я не один, что кто-то есть рядом. Еще заметил, что над нами никогда не было туч, они всегда были вокруг. Как будто кто-то вел нас. По ночам видел, как что-то падает с неба, а потом всплески. По-видимому, это космический мусор. И еще: океан дал ощущение мегапространства. За первые 15 дней, находясь в центре океана, не встретили ни одного судна. Живя в мегаполисе, ощутил, что он уничтожает природу, заменяя ее на железобетон, стекло, которые в свою очередь в силу своей холодности несут человеку агрессию, боль и много неправды.
Океан принимает искренность и чистую душу. Именно он показал, что земля круглая. В том смысле, что все твои поступки, мысли, слова возвращаются, приобретая такую центробежную силу, что бьют наотмашь. Еще почувствовал, что океан – живой организм. Если по ночам я засыпал на дежурстве, то волной будил меня, а когда лентяйничал, он мне говорил: «Так не пойдет». Однажды так окатило, что метров десять летел.
Когда мы вышли с Кабо-Верде, то сразу попали в шторм, который сопровождал нас практически весь оставшийся путь. Морская болезнь – довольно неприятная вещь. Качку легче переносить на голодный желудок, поэтому иногда лучше было поголодать. Чтобы понять, что такое плыть в шторм, то можно представить американские горки. Только волны в 10-балльный шторм будут покруче. Эти же волны так долбят борт, что спать невозможно. Такое ощущение, что тебе по голове кувалдой колотят.
В ночи играл с дельфинами, используя фонарик. Как-то видели огромное скопление дельфинов, забивающих рыбу. Их было более сотни. Днем капитан видел кита и долго находился под впечатлением от его огромных размеров. Когда на Карибах нырял, то мимо проплыла огромная черепаха. Мягко скажем, не очень приятно.

– Как встретили Новый год?
– Как и положено по традиции. С шампанским в серебряных кубках, в том числе и для Нептуна. Мы дождались наступления 2012 года по московскому времени, пригубили шампанское, поздравили друг друга. Через какое-то время решил спуститься в каютный отсек. Смотрю на небо и вдруг вижу, что оно исчезло. Над нами возникла огромная волна метров пятнадцать, которая нас в итоге и накрыла. Удар был сильным, нам повезло, что мачту не повредило. Это плавающая волна, которую невозможно ни просчитать, ни подготовиться. Пришлось воду откачивать помпами, три дня потом сушили яхту. В такие моменты понимаешь свою ничтожность, микроскопичность в сравнении с океаном.

– А женщине по силам такой переход?
– Вполне. 16-летняя голландка совершила кругосветное путешествие в одиночку, так что пол не является определяющим фактором. Много есть женщин, которые управляются с яхтами не хуже мужчин. Здесь ведь вопрос не физической силы, а воли и зрелости духа.

– Были нештатные ситуации?
– Не без этого. Из-за сильного порыва ветра еще в начале нашего путешествия сломалась верхушка мачты. К ней крепилась антенна, которая поддерживала экстренную связь. Именно когда стали обсуждать эту проблему, я понял, что капитан никогда не ходил через океан. Так что пришлось включаться и организовываться по максимуму.
Концовка нашего путешествия больше смахивала на боевик. За пять часов до высадки на борту произошло замыкание. Самое страшное – невозможно пользоваться глубокомером, ведь Карибы славятся своими рифами. Когда-то занимался радиоэлектроникой, работая на заводе. Хотя шанс найти замыкание был минимальным, особенно без схемы, откуда-то всплыли знания. Капитан настаивал на вызове береговой охраны, что, кстати, стоит двадцать тысяч евро. Но у меня все получилось, что еще раз подтверждает мысль – в океан нужно выходить с чистыми мыслями и душой.

– Какой океан будет следующим?
– Можно сказать, что я заболел океаном. Так что есть желание повторить. В планах сначала с сыновьями перейти Тихий океан, начав с Галапагосских островов. Там довольно много островов, так что переходы будут короче и можно будет останавливаться. Ребята занимаются кайтингом и с водной стихией знакомы. Ну а потом – кругосветка.

Т.Никольская

Добавить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree