Саров исторический. 1946-1950

В 2012 году в Российской Федерации отмечается несколько исторических дат. Главная из них – 1150-летие с момента зарождения российской государственности. Другие памятные даты – 770-летие битвы на Чудском озере, 400-летие изгнания польских интервентов из Москвы ополчением под руководством Минина и Пожарского, 200-летие Бородинского сражения. Но историю государства, историю страны составляют истории таких городов, как наш, во многом одного из уникальнейших в России.
В материалах нового проекта мы сделаем попытку провести параллели между событиями в стране и городе, обозначить самые яркие даты, подкрепив их воспоминаниями старожилов и исследованиями историков. И, конечно, тут не обойтись без помощи сотрудников городского краеведческого музея и недавно созданного здесь отдела исторических исследований.

С грифом «совСекретно»

Все начиналось с условных обозначений. Так, например, то, что стало основанием для научно-исследовательского института: завод и рядом работавшие сооружения назвали «объект», а позже уже работающий в полную мощь ВНИИЭФ называли просто и скромно «институт».
А что было конкретно в далеком 1946? Как сверхсекретный объект появился на границе Мордовии и Горьковской области? Почему выбраны именно эти заповедные места, облюбованные в конце XVII века монахами? Некоторое время ходили слухи, что Берия просто ткнул пальцем в зеленую точку на карте, выбрав не слишком отдаленное от столицы затерявшееся в лесах поселение. Но въедливые историки утверждают, что все не случайно, и уж, конечно, не с нуля начинался «объект». Машиностроительный завод уже был. В годы войны он стал оборонным предприятием (заводом № 550) и выпускал корпуса для артиллерийских снарядов, в том числе произвел более 400 тысяч корпусов для знаменитого реактивного миномета «Катюша». Железнодорожная ветка тоже уже была. Железная дорога Саров-Шатки, переведенная на широкую колею в 1952 году, и сегодня соединяет наш город с внешним миром.
В общем, первые необходимые условия для работы в послевоенные годы созданы. Оставалось завезти специалистов, построив им жилье. Ну а дальше все – само собой: соцкультбыт, школа, больница. Завод, железная дорога, сохранившиеся монастырские постройки, уединенность этих мест и достаточная близость к Москве стали причинами создания здесь в 1946 году первого научно-производственного ядерного центра России.

Голодная весна

В послевоенные годы страна голодает. Засуха 1946 года привела к потере ожидаемого урожая. Запасы зерна, предназначавшегося для снабжения городов, иссякли в стране весной 1946 года. Не менее 1,7 млн человек в СССР числились «официально голодающими», смертность от дистрофии достигала 10% от общего числа людей, которым был поставлен этот диагноз. В отличие от голода 1932-33 годов, такие меры, как тотальное изъятие продовольствия у колхозов, не выполнивших план, на практике не применялись. В то же время было осуждено более 10 тыс. руководителей колхозов, обвиненных в недостаточной жесткости по реализации плана заготовок зерна или его утаивании. Репрессиям подвергались и «расхитители зерна», популярен так называемый закон о пяти колосках.

С утра до ночи

Нелегко приходилось в 1946 году в поселке Саров (статус поселкового поселения он имеет до 1954 года). Некоторое улучшение снабжения в СССР происходило с середины 1947 года, когда пик голода уже миновал. В это время советское руководство ввезло из Китая 200 тыс. тонн зерна и бобов сои. Неплохим стало снабжение и в нашем закрытом поселении. А с приездом молодых «сил» жизнь стала налаживаться.

Светлана Федорова, главный хранитель музея:
– Успешное решение задач, поставленных перед «объектом», зависело от состава кадров. Приезжали как известные ученые и специалисты высочайшего класса из ведущих институтов, так и лучшие специалисты из провинции и талантливейшие выпускники учебных заведений различного уровня. Именно они и формировали население Сарова в конце 40-х – 50-х годах. «Досуговых очагов» в конце 46 года в Сарове было всего два. Это небольшой киноклуб в здании нашего музея и футбольное поле на «стрелке», в месте слияния рек Сатиса и Саровки. В 1948 году строители завершили работы по созданию парка с танцевальной площадкой, читальным павильоном, бильярдной. В этом же году было закончено строительство нового стадиона на месте бывших лагерных бараков. В мае 1949 года в здании храма Серафима Саровского был открыт драматический театр. Одним из центров культурной жизни на объекте была массовая библиотека, созданная 24 июня 1946 года.
А вот какие результаты получены в ходе опроса молодых специалистов тех лет. Конец 40-х годов – период напряженнейшей работы на объекте, и поэтому все респонденты показали, что до начала 50-х все мысли и силы отнимала работа. Работали с раннего утра до позднего вечера. Понятие отпуска практически не существовало.
Возможность взять отпуск появилась лишь в сентябре 1949 года после успешного испытания на полигоне. В 1949 году открыли Дом отдыха. Многие жители предпочитали проводить отпуск в нем. В отпуск «за зону» стали ездить с 1953 года (до этого выплачивали 50% прибавки к отпускным).

Из воспоминаний… Мария Шемякова:
– То время помнится действительно тяжелейшими испытаниями. Отец, ушедший добровольцем на войну, так с нее и не вернулся. Мы девчонками батрачили в других семьях за еду. А мать вообще непонятно что ела. Только обстирывала всех нуждающихся. Не помню ее отдыхающей, все время согбенная над корытом. Помню, что в магазинах можно было купить еду по спецпропускам, которые выдавались только рабочим завода. Поэтому все остальные жили, питаясь только хлебом и баландой из травы.

Из воспоминаний… Николай Фенько:
– Я прибыл в Шатки в 1950 году. Здесь образовалось строительное управление по возведению широкой колеи от Шатков до Тупиковой в Сарове. Появились первые партии заключенных – все молодые, здоровые и физически сильные – как на подбор. Всего около 1500 человек. Первоначальная работа – подготовка насыпи – делалась с помощью лопаты, кирки и тележки.  Наш участок был от Шатков до Берещино. Работали заключенные хорошо, так как были заинтересованы в выполнении и перевыполнении норм, существовала система зачетов. По ходу трассы облагораживались станции: Лесогорск, Сатис, а в Берещино сделали вокзал – он до сих пор стоит. В конце 1951 года прошел первый пробный железнодорожный состав, вел его машинист Романенко. После этого еще некоторое время работали над недоделками, и в 1952 году дорогу передали в эксплуатацию.

Добавить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree