Понять нотную матрицу

На одном из октябрьских музыкальных вечеров Дома ученых для саровской публики впервые прозвучали девять песен Ф.Шуберта в обработке Ф.Листа в исполнении нашего земляка – Игоря Петрина.
Прошло более 20 лет с тех пор, как выпускник саровской музыкальной школы по классу фортепиано (педагог – заслуженный работник культуры Елена Лашкова) посещал родной город с сольным концертом. После школы он окончил с отличием Озерское музыкальное училище, получив на выпускных экзаменах высший балл – «5+». Затем продолжил свое образование в Московской консерватории имени П.И.Чайковского. Сдав выпускные экзамены в 1991 году, уехал вместе с женой жить и работать в греческие Салоники .

Музыкальный вызов

Транскрипции Листа – это технически сложнейшие произведения, так как композитор представляет фортепиано «оркестром в миниатюре», из-за чего их редко берутся играть даже великие виртуозы. Поэтому первый вопрос пианисту:
– Чем обусловлен выбор такой программы?
– Мне всегда интересны те произведения, в которых можно рискнуть, бросить вызов. Листовские транскрипции являют собой широчайший диапазон образов, жанров и форм песенного наследия первого музыкального романтика, и вместе с тем это требует от исполнителя совершенного владения инструментом и умения создавать правильный музыкальный образ.
В драматические картины и живые сцены, присущие песням Шуберта, Игорю Петрину удалось привнести тончайшие оттенки человеческих чувств.
После концерта педагоги музыкальной школы им.Балакирева поделились своими впечатлениями. Татьяна Никулина:
– Игорь предстал перед слушателем зрелым, сложившимся музыкантом и тонким лириком. Особенно понравились проникновенная «Баркарола» и «Мельник и ручей», в котором исполнителю удалось показать все богатство оттенков пиано.
В «Сонете Петрарки» и Рапсодии № 12 Листа, исполненных во второй части программы, было продемонстрировано блестящее владение крупной техникой. А «Грезы любви», исполненные на бис, прозвучали так тонко и страстно, что вызвали в душе каждого многообразную гамму чувств.
Елена Лашкова:
– Очень интересно подобрана программа. Обработки песен Шуберта исполняют крайне редко даже великие мастера, так как музыка тонкая, лирическая, требующая огромного внутреннего насыщения. Все это присутствовало в игре Игоря. Особенно интересно прозвучали песни «Мельник и ручей», «Баркарола» и «Лесной царь». Сказочно звучал рояль, очень тонко по звуку, по динамике. Его тембровые краски были приближены к оркестровым. Отмечу прекрасное сочетание слышимости голосов. Было полное ощущение звучания разных инструментов, хотя на рояле играл один человек. Астинатный бас, «взрывы» в правой руке в «Лесном царе» держали зал в напряжении до самого конца.
После концерта пианист, преподаватель, доцент университета «Македония» Игорь Петрин ответил на наши вопросы.
– Любимый композитор?
– Тот, которого играю в данный момент. По-другому нельзя, иначе это будет неубедительно и нечестно по отношению к публике.
– Вы – солист или интереснее играть в ансамбле?
– Люблю музицировать со своими детьми, женой. В ансамбле, пожалуй, чувствую себя комфортнее, удается стопроцентно раскрыться. В сольном выступлении, особенно в данной программе, страшно играть с первой ноты, так как идет колоссальное напряжение на память, на руки и эмоции.
– Дети тоже музыканты?
– Да. Старший, Мартын, скрипач, учится в Нью-Йорке, а Тимофей, младший, – виолончелист, признанный в Греции лучшим. Сейчас обучается в институте в Кортесе, в Филадельфии.
– Почему получают образование не в России?
– Проблема в том, что оба мои сына проходят как иностранцы, а Россия не предоставляет им стипендий. Для них возможно только платное обучение, которое стоит более 15 тысяч долларов в год. Америка предоставляет одаренным детям полное содержание в виде стипендий. Там поддерживают таланты из любых стран, так как это повышает престиж их школы. И там обучается много русских талантливых детей. К тому же Мартын учится у бывшего профессора института им. Гнесиных Исаака Малкина, который в 80-е годы эмигрировал в Америку. У него русская школа, и он дает уроки на русском языке.
– Что слушаете из современной неклассической музыки?
– Если вы про эстраду, то с годами слушаю ее все меньше и меньше, так как пришло осознание бесценности классики, и понимаешь, что не хватит одной жизни, чтобы познать ее в полном объеме. Становится жалко времени. Люблю бразильскую музыку – стиль босанова. Нравится Агутин, особенно его латиноамериканские аранжировки, ну и, конечно, бардовские песни: Окуджава, Никитины, Визбор – с которого началось открытие этого направления.

Баланс качества жизни и души

В один из дней своего пребывания в Сарове Игорь Петрин провел мастер-класс с учеником Елены Лашковой восьмиклассником Алексеем Бычковым. Педагог отметила интересные образные сравнения, филигранную работу над фразировкой, над звукоизвлечением: «Игорь похвалил Лешу, который точно воспринимал замечания и советы. Мне приятно видеть бывшего ученика, который достиг высоких результатов в профессии. Во многом благодаря целеустремленности и преданности делу своей жизни, которому он отдается с глубоким чувством и интересом».
– Вы исполнитель или педагог?
– Так сложилась жизнь, что, когда я закончил консерваторию, для страны наступили сложные времена. А я только что создал семью с гречанкой. Мы приняли решение уехать к ней на родину и начинали все с нуля. Мог зарабатывать только как преподаватель. Исполнительская деятельность вряд ли принесла бы доход, так как меня никто тогда не знал. Начал со школы, затем меня пригласили в государственное музыкальное училище, а потом и в институт. Конечно, играл в свободные часы, выступал с концертами, но это было не регулярно. Мне нравится учить, горжусь успехами в этой области, но и выступаю с удовольствием. Играл в Испании, Болгарии, неоднократно – во Франции. Это дает возможность держать себя в форме. Хотя трудно совмещать и педагогику, и выступления.
– С чего начинаете свои уроки?
– С понимания, о чем играем и что хотим сказать. Художественный образ для меня – Бог в музыке. Это некая матрица. Ее нужно понять и увидеть, что же закодировано в нотах, которые, подобно тексту, имеют междустрочие.
– Сколько часов занимаетесь в день?
– Доказано, что два часа с полной самоотдачей вполне достаточно. Больше человеческий организм не выдерживает, а КПД резко падает.
– Вы работаете только с одаренными детьми?
– Утверждаю, что из любого можно вырастить прекрасного музыканта, все развивается. Все зависит от педагога. Если у него в глазах горит искорка, ребенок обязательно потянется и увлечется музыкой не меньше, чем компьютерными играми, а тогда начинаются настоящие чудеса.
– Знают ли ваши дети русский язык?
– Старший сын прекрасно владеет русским, никакого акцента. Мы с женой стараемся, чтобы наши дети помнили свои корни и владели, в том числе, и русским языком.
– Есть глобальная мечта?
– Хочу, чтобы как можно больше людей занимались искусством и как можно меньше – технологиями. Это моя мечта о человечестве. Вижу опасность в мире из-за избыточного внимания к качеству жизни, а не к качеству человеческой души. Но пока меркантильные интересы превышают духовные, а хотелось бы – наоборот.

Т.Голубовская

Добавить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree