Выполняла задание Родины

Женщины на войне – тема сама по себе нелегкая. Да и война для многих из них была разной…
Моя собеседница Галина Сергеевна Меренова долго не соглашалась на интервью. Она до сих пор, а ведь прошло уже 65 лет, переживает, что не попала в войну на передовую. А те из ветеранов, кто воевал, она считает, вправе обвинить ее: «Пороху не нюхала, в атаки не ходила, а работала радисткой в каком-то там Иране…»
Участником Великой Отечественной войны Г.Меренову начали признавать лишь в 2001 году, а право на льготы она получила в 2003-м.
Сегодня известно о Тегеранской конференции 1943 года руководителей трех союзных во Второй мировой войне держав. Тогда были приняты декларации о совместных действиях в войне против Германии и послевоенном сотрудничестве СССР, Англии и США, а главное – решение об открытии не позднее мая 1944-го второго фронта. Но не все знают о вводе советских и английских войск на иранскую территорию в августе – сентябре 1941 года с целью воспрепятствовать фашистской Германии использовать территорию и ресурсы страны в войне против СССР и Англии. 25 августа 1941 года советское и английское правительства вручили правительству Ирана ноты с изложением обстоятельств, побудивших их принять эти меры. Союзным государствам предоставлялось право содержать на иранской территории сухопутные, морские, воздушные силы в таком количестве, в каком они считают необходимым. А союзные державы гарантировали Ирану, что не потребуют участия его вооруженных сил в военных действиях.
Откуда было знать о таких фактах 16-летней Гале? Да и нынешней Галине Сергеевне Мереновой до сих пор об этом практически ничего не известно. В далеком 1944-м она просто служила Родине.

Жизнь, как она есть

МереноваwebВ 1941 году Галя жила в подмосковном Ступино. Окончила 8-й класс. Мама умерла рано. «А мачеха была не очень хорошей женщиной» – так начинает рассказ о нелегком детстве с дрожью в голосе Галина Сергеевна. Кроме нее в семье росли сестра и брат. Поэтому мачеха не разрешила ей учиться в 9-м, сказав мужу: «Пусть идет работать!»
Папа-строитель по жизни был достаточно жестким человеком, детей не баловал. Началась война, и работать особо было негде. Поэтому устроил дочь табельщицей на стройку. А обстановка дома была напряженная – чужих детей новая мама просто ненавидела, и Галя начала подумывать о том, чтобы удрать на фронт. Но кто такую «соплячку» добровольцем возьмет? Росточком крохотная, выглядела лет на 13. Старшая сестра все же нашла выход как освободиться из-под «опеки» мачехи – вышла замуж и уехала на Дальний Восток. В Ступино началась эвакуация авиационного завода, который раньше назывался «Комбинат 150». Галина Сергеевна вспоминает:
– Я ж комсомолка-активистка была, даже номер билета до сих пор помню: 168079. Вот и решила эвакуироваться с заводом на Урал. Начальник пытался удержать уговорами: да куда ты едешь, такая молоденькая? Мы тебя устроим в отдел кадров.
Но Галя была непреклонна, тогда он перешел к экономическим мерам: не дал подъемные. Но разве остановишь решившую самостоятельно жить девчонку?
На место назначения приехали в товарном вагоне 1 июля. Барак на 210 коек для девушек показался раем по сравнению с жильем парней, их разместили в палатках. На новом месте, а это был отдаленный от города поселок, началось строительство завода. Галина работала табельщицей, позже секретарем. И каждую неделю два года подряд ходила по 8 км пешком в военкомат ближайшего города. Безуспешно просилась на фронт. И вот исполнилось ей 18, начальник цеха подозвал девушку: «Галя, иди тебя вызывают в военкомат». Бросилась опрометью. Вначале послали в город Кимры Калининской области обучаться стрельбе. «Там было три стрелковых и два минометных взвода. Всех нас постригли под мальчишек, выдали юбки, которые нам ни разу не понадобились. Холод, зима, все время в штанах. Ходили в походы на трое суток, чуть согревались у костров, но почти не спали. Усталость валила с ног. Бывало, присядешь на землю и замерзаешь. Завшивели. В баню водили лишь один раз в месяц за 15 км, и никаких других гигиенических процедур. Лишь по морозу трусцой бегали умываться к ручью за километр» – абсолютно не жалуясь на такую жизнь, рассказывает Галина Сергеевна. И объясняет: «Я же доброволец!»
Когда Галя стала командиром отделения, пришла к вышестоящему начальству все с той же просьбой: «Отправьте меня на фронт!». А он в ответ резко: «Еще раз придешь, отправлю на гауптвахту. Мы сами знаем, кого и когда отправлять на фронт».
Г.Меренова:
– В апреле 1944 года приехали к нам из Москвы офицеры, и мы им сдавали экзамен. Присвоили мне звание сержанта. А самых толковых из нас отобрали для учебы в школе радиоспециалистов. Так я оказалась в Горьком. Жили в самом Кремле, где размещались шесть рот ребят и только одна – девушек. Здесь уже по 6 часов в день «сидели на ключе», изучая азбуку Морзе. А затем группой из 13 человек нас направили в Иран, объяснили так: составлять и передавать для летчиков сводки о погоде.
Все это произошло лишь в октябре 44-го. Перед тем как выехать, радисты сдали все свои комсомольские и партийные билеты, чтобы не было никаких документов. Через Каспийское море плыли на пароходе, который чуть не затонул. Но все спаслись. А переправа растянулась на неделю. Сухим пайком, который дали на трое суток, делились с пассажирами-женщинами, с детьми.
В Тегеране оказались 7 ноября 1944-го. Здесь задержались всего на три дня. Даже банкет хозяева устроили в честь русских. Впервые в жизни Галя спала на белоснежных тонких простынях. Это самое яркое ее воспоминание тех дней. А еще запомнилось, что в Тегеране было очень много русских: связь, медицина, автополк. А из радистов оставили на перевале трех человек, остальных отправили в Тавриз. Привезли радиостанцию. «Мы беспрерывно принимали различные сводки. Техники их расшифровывали, а инженеры передавали сведения в полк. Больше мы ничего не знали. Вопросы задавать запрещалось. Нам лишь говорили, что мы «обеспечиваем погоду самолетам не только над Ираном, но и на всем Западе», – отвечает Г.Меренова на мой вопрос, что же все-таки передавали и принимали русские радисты.
В мае был открыт второй фронт. Провокаций по-прежнему опасались. За девчонками-радистками постоянно велась слежка, даже на редких прогулках. Ничего не могли себе позволить купить в торговых лавках. Хотя соблазн еще какой! Тончайшее белье, хорошего качества часы. «Мадам, что хочешь? Часы? Не надо денег, бери так» – то и дело предлагали девчонкам местные торговцы. Но русских радистов заранее предупредили, что все фиксируется фотоаппаратами. За малейшее нарушение – донесение в консульство, а там и до тюрьмы недалеко.

После войны

В августе 1945 года советские войска стали покидать Иран. Вернулась в Москву и Галина. И вновь окунулась с головой в семейные проблемы. Мачеха запила, отец совсем с ней выбился из сил. Нужно было куда-то идти работать. Вначале Галя возле Курского вокзала продавала пирожки, потом четыре года работала на папиросной фабрике «Дукат». Замуж не выходила. Потому что просто не было за кого – ребят постарше убило на фронте. Устроилась Галя кассиром в магазин около Лефортова. И это определило, наконец, ее личную жизнь. Рядом с магазином находилось общежитие для студентов Бауманки. Частенько вечно голодным парням даже на хлеб не хватало. И кассир Галя втихаря добавляла им копеечки. А судьба Василия Меренова, который был в числе тех ребят, складывалась так: отвоевав на фронте, он приехал из родного Краснодара в Москву учиться. Никогда, правда, не брал у Гали денег, но долгие месяцы издалека наблюдал за доброй и приветливой девушкой. А подойти стеснялся. Однажды все-таки решился проводить ее после работы. И вскоре без всякого предупреждения привел Галину в ЗАГС. Вот так она вышла замуж в 1957-м. Дочь не сразу родила, лишь в 36 лет. На здоровье сказалось «лежание» на снегу во время стрелковой подготовки.
Распределили мужа во ВНИИЭФ. Галина трудилась кассиром в единственном тогда в городе магазине на ул. Ленина. Оба супруга награждены медалями «За победу над Германией». Все награды мужа, среди которых немало боевых, Галина Сергеевна хранит свято. А вот совсем недавно прикрепила к своей праздничной кофточке новую и такую дорогую сердцу юбилейную медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Она ее заслужила, как и многие другие ветераны нашей страны. Галина Меренова выполнила задание Родины!
Бэлла Аполлонова, фото из домашнего архива Мереновых

Добавить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree