Взгляд на современное строительство

Три трудовых поколения участвовали в круглых столах, которые провел «ГК» в год 65-летия строительной отрасли.
Во время последней встречи за чашкой чая собрались строители, активно занятые в этой сфере сегодня. Направлял течение разговора Петр Хвень.
– Сегодня у нас в гостях новое поколение строителей, которые работают сейчас в Сарове. Вы, строители нынешней России, чувствуете ли себя последователями, продолжателями тех, кто начинал трудиться в 1947 году, создавая объект? Или считаете, что прямой связи с той стройкой больше нет? Вторая сторона этого вопроса – как вы сюда попали, как сейчас появляются строители?
Р.Назмутдинов:
– Безусловно, все, что сегодня делается, учитывает лучшее, заложенное в прежние времена. У города хоть и небольшая, но своя история, ему необходимо сохранить облик, не исключая применения новых веяний и тенденций, что есть в строительстве и архитектуре – не только российской, но и зарубежной.
П.Хвень:
– Радик Маликович, это ответ чиновника.
Р.Назмутдинов:
– Я и есть чиновник. Но это вводная. А вообще, все присутствующие начинали или учились профессии во времена СССР, заканчивали – когда страна разрушилась. И сумели свое образование применить на практике.
А.Фуфлыгин:
– Может, сегодняшнее строительство и является продолжателем традиций, технологий прошлого, но работы, которые мы выполняем, – совершенно новые.
Наше предприятие молодое, не является наследником какой-то прежней организации. Нынешнее время диктует совершенно иные технологии, другое исполнение. Конкурсное получение заказов заставляет нас поджиматься в сметах, к сожалению.
Советскую стройку отличала плановость. Есть бюджет, есть план выполнения работ – освоения денежных средств. Сейчас к этому иначе подходят. Есть объект, имеется желание его построить, чтобы в том числе и заработать. И человеческий ресурс другой, и отношение к работе.
Теперь о том, как пришел в эту сферу. В свое время в Сарове строился драмтеатр. Строила его компания, с которой мы контактировали – у нашей организации был участок, на котором выполняли работы, связанные с фасадом. Затем та компания ушла, оставив нишу, которую я посчитал свободной. Стал развивать бизнес. Есть специальное строительное образование.
М.Кащеев:
– А я строительного образования не имею. Я вообще программист. Работал в свое время при банке – распродавали активы УС-909, стройматериалы. Затем плавно продолжил работу со строителями. Предложили первый объект – музыкальную школу. Сделали там пристройку и потом работали все больше на объектах культурно-социального назначения.
П.Хвень:
– Сейчас строители разные, есть просто менеджерские организации. За вами стоят рабочая сила, техника?
М.Кащеев:
– Есть небольшой костяк, остальных привлекаем.
А.Фуфлыгин:
– У нас есть и кадры, и своя довольно крупная материальная база: техника, инструменты, материалы.
О.Орлова:
– В строительстве я достаточно новый человек – после Нижегородского строительного института работаю всего десять лет. Распределения, когда я заканчивала институт, уже не было, к нам приехали руководители мастерской, пригласили. Тогда проектировали наркологический корпус в больничном городке, вот я и согласилась.
Первое, что меня поразило по приезде в город, – его четкая планировка и архитектура. Прослеживалась преемственность стилей по времени и от микрорайона к микрорайону. Что самое, наверное, положительное – сначала планируется микрорайон, разбитый на кварталы, это все утверждается, затем идет проектирование.
О.Белова:
– Я тоже в городе человек новый, всего тринадцать лет живу. После окончания строительного института в Нижнем немного поработала проектировщиком. Это был 1998 год, хаос… Муж – саровский, строитель. Приняли решение переехать в город.
Я на себе почувствовала преемственность в строительстве. Начала работать в СМУ-18, затем перешла в Союз профессиональных строителей. Мы у старых строителей, у ветеранов учимся, работаем с ними до сих пор. Новшеств тоже много. Внедряем их, открываем новые направления. Теперь занимаемся и проектированием, и строительством. Строим жилье, причем и по своим, и по нижегородским проектам – порой их дорабатываем.
О.Орлова:
– Да, есть программные и расчетные комплексы, но для самопроверки потом берешь книги, учебники, оставленные старшими коллегами, и перепроверяешь данные.
А.Жижиков:
– О преемственности. Никто, придя из института, из техникума, сразу же в полную силу начать работать не может. Всегда были наставники. У меня такие были. Сначала меня наставляли каменщики – я каменщик третьего разряда, дальше – мастера, и я – мастер. Дальше – прорабы, я также работал прорабом.
И хочу вам всем возразить. Квалифицированные строители в стране всегда были остродефицитными работниками. Меня направило на учебу предприятие – по окончании сразу же забрало на работу. Нас остро не хватало даже при небольших объемах работ. Да посмотрите– гастарбайтеры не зря к нам едут. Строительство наращивает объемы – бизнес взял его в руки, это прибыльное дело. Эта область будет развиваться дальше, и все так же будет кадровый дефицит. Особенно, если учесть, что старые строители уходят, а вот молодых квалифицированных кадров им на смену нет.
А еще хочу немного коснуться точечной застройки. При комплексном освоении территории порядка намного больше, естественно, все в одних руках. За все отвечает одно лицо. Но хотелось бы строить не комплексно, а единичные, большие и красивые здания, которые вписывались бы в общую архитектуру города. Потому что типовые эти коробки в печенках сидят! Хочется построить БуржДубай – БуржСаров.
П.Хвень:
– А вы представьте себе, каково было старым строителям работать! Штамповали кварталы хрущевок…
А.Столяров:
– Важно перенимать у стариков опыт, усваивать его, но им придется давать дорогу молодым. Которые, в свою очередь, будут принимать и новые градостроительные решения, и вливать новую архитектуру в город.
П.Харитонов:
– Я не могу сказать, что мы похожи на старых строителей и что я – «чистый» строитель. Мы все-таки больше инвестиционная компания. Хотя в последнее время строим все больше. По-моему, новые строители и должны отличаться от прежних – в хорошем смысле. Раньше выполняли задания, планы. Теперь – осваиваем средства, чтобы максимально удобно застроить территорию.
Мой опыт в этой области начался в 2001 году, когда решил построить свой дом. Занимался этим больше как менеджер. Эскизный проект нарисовал сам. Потом при расширении торгового бизнеса занимались встроенными магазинами, затем построили торговый центр «Европа».
В 2008 году решили попробовать себя в строительстве жилья. Кризис заставил использовать все свои ресурсы.  Сейчас у нас свое подразделение делает фасады. Ведем застройку 22-го квартала первого микрорайона. Абсолютно не хочется никаких стандартных решений, не хочется также замыкаться чисто на жилищном строительстве. Мы действуем и как управляющая компания и хотим развиваться.
П.Хвень:
– А строительная база? Поначалу вы привлекали субподрядчиков, а теперь?
П.Харитонов:
– Сейчас у нас свои краны, бульдозеры, погрузчики. Практически все делаем сами. Субподряды остались лишь малой частью.
П.Хвень:
– Любые ветераны считают, что раньше было лучше. Сейчас – все не так! Наши предыдущие гости высказались, что они строили качественней. Что вы скажете?
А.Столяров:
– Это что-то вроде конфликта отцов и детей. А если сравнивать чистоту кладки общежитий на Зернова и домов, которые строят сегодня, – аккуратно, хорошо. Качество – категория субъективная, потому что контроль тех времен и нынешний равнозначны: и Госархнадзор, и строительный надзор, который осуществляют застройщики, и строительская совесть.
А.Жинжиков:
– Поскольку был план – надо было гнать, гнать, гнать: кубы, погонные и квадратные метры. Вот и гнали. Стандарты были одни для всех, но редко где выполнялись. Элитные объекты – да, контролировались. Остальное – ширпотреб. Сейчас погонажем мы заниматься не можем. Его не купят, следовательно, мы не получим прибыли, значит, не сможем работать дальше. Говорю это, исходя из своего опыта. Правда, полученного вне пределов города.
Р.Назмутдинов:
– Лучше было чем? Отношением. Мощной системой подготовки кадров. А сегодня нельзя говорить, что мы строим хуже. Вопрос – в контроле качества, отношения к делу – от руководителя предприятия до малых исполнителей, разнорабочих.
Сегодня – ребята правильно сказали – это бизнес, зарабатывание денег. Есть недобросовестные организации, которым важно только куш сорвать. Но ответственных работников, которые дорожат своим именем, думают, что они после себя оставят, – большинство.
П.Харитонов:
– Раньше в строительстве квалификация-то была достаточно низкая. И профессия почетом особым не пользовалась.
А если вспомнить, что прежде в городе не учитывали геологию, об этом заговорили только лет двадцать назад, а если учесть внедрение новых материалов и тот факт, что на нынешних стройках прорабы имеют минимум высшее образование…
Р.Назмудтинов:

– Не соглашусь, что квалификация была низкой. Я начал работать после восьмого класса. Отец сказал, мол, нечего болтаться, иди на стройку. Там мне сначала доверили поднести инструмент, потом – поднести лен, разрешили намотать его… Наставники научили очень и очень многому. Я видел, как люди трудятся и к работе относятся. Да, была массовость, но квалификация у людей, которые работали – не важно, строили жилье или соцобъекты, была очень высокая. Проводились постоянные курсы повышения квалификации, переаттестации. Строгими были надзор, контроль за техникой безопасности, охраной труда.
А.Жинжиков:
– Ну, материалов-то таких, какие сегодня используются, тогда не было…
П.Хвень:
– Но вопрос качества – это вопрос соблюдения технологии. Насколько знаю, сегодня есть претензии у народа, который жилье покупает.
О.Орлова:
– Они покупают на свои деньги, потому и требуют по максимуму. И я в свое время требовала, это нормально.
А.Столяров:
– Всегда найдется кто-то, кто будет критиковать.
П.Хвень:
– Коснемся кадровой проблемы. Сейчас как?
П.Харитонов:
– Хочу сказать, что проще обучить работников с нуля. Если люди уже поработали, переучить очень тяжело, они так и действуют по старинке. Порой легче того, кто разнорабочим пришел, вырастить. Главное – грамотно подойти к этому.
О.Белова:

– Сложно с людьми старой закалки – у них рука берет по-старому. А молодые, с которыми легче добиться необходимого качества работы, на стройку не идут.
Р.Назмутдинов:
– Государство не заботится. Раньше с 9 класса во всех школах был УПК – учебно-производственный комбинат. Каждый школьник учился работать руками. Была система ПТУ, сейчас почти разрушенная. И люди знали, что не каждому быть руководителем, юристом, экономистом. И нормально относились.
А.Столяров:
– УКС всегда набирало самых успешных, обученных, въедливых инженеров. Как-то поехали наши люди в Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. Поток полный, а пришли к студентам, позвали в Саров, так все в отказ. И бывает, что образование вообще ради «корочек» получают.
А.Фуфлыгин:
– Проблема кадров есть. Во-первых, город сам по себе закрытый, то есть сложности с ввозом людей извне. Во-вторых, те кадры, которые имеются, ходят с предприятия на предприятие. Мы, как и другие, переманиваем хороших специалистов. А вообще берем к себе человека, начинаем обучать, отправляем на курсы повышения квалификации. Кадры ведь надо искать и воспитывать.
П.Хвень:
– На предыдущем круглом столе звучали жалобы на 94-й федеральный закон. Мол, аукционы сложно выиграть, если планируешь реальные траты. У вас такие проблемы существуют?
Р.Назмутдинов:
– Эта проблема для всех существует. Одно дело фирма-однодневка, которая отмыванием денег занимается, а другое – если кто-то действительно качественно работать планирует.
В.Поздяев:
– Безусловно, 94-й закон нужен, конкуренция важна. Другое дело, что он немного недоработан. Опыт наших и западных компаний говорит, что цена быть основным критерием не может. Иногда, видя лучшее предложение, понимаешь, что за такую цену выполнить заказ нереально. Значит, либо будет воровство, либо некачественные материалы, либо работу вообще не сделают.
П.Хвень:
– Удовлетворены ли вы взаимодействием с местной властью?
Р.Назмутдинов:
– Мне выйти? (Под всеобщий смех) Если серьезно, то я готов выслушать, на что местной власти нужно обратить внимание. Может, что-то действительно не замечено, предлагаю обсудить, а потом возьмем на вооружение обнаруженные недочеты.
П.Харитонов:
– Проблемы бывают. Но они всегда успешно решаются.
А.Жинжиков:
– Взаимодействием с властью не удовлетворены, но речь идет не о местном уровне. Есть федеральные структуры. Например, государственный архитектурно-строительный надзор и госэкспертиза. Это две страшные организации, пройти через которые дорого стоит. В прямом смысле. Это большая трата нервов, времени, денег ради получения окончательного разрешения на строительство. И речь об официальных платах, взяточников никто плодить не собирается.
П.Хвень:
– Думаю, эти федеральные организации создавались с благими намерениями. Строители должны производить надежную продукцию. Вообще без контроля нельзя, другое дело, во что это все выливается.
Р.Назмутдинов:
– С этим тоже сложности. Раньше мы имели право контролировать работу на всех строящихся объектах города, сейчас – только те, что создаются на муниципальные деньги. На все остальное выдаем разрешение на строительство, и то по предоставленным документам. А прийти на площадку и оценить качество – нет. Надеемся в перспективе изменить ситуацию.

За круглым столом встретились:

Радик Назмутдинов, зам. главы администрации по архитектуре и градостроительству

Ольга Орлова, зам. технического директора ООО «Архитектурная мастерская»

Алексей Фуфлыгин, директор ООО «Строитель-ная компания Сарова»

Андрей Жинжиков, зам. директора по строительству ЗАО «Агентство недвижимости Фонда социального развития»

Андрей Столяров, начальник Управления капитального строительства

Михаил Кащеев, директор ООО «Рюликс»

Ольга Белова, зам. технического директора «СПС»

Владимир Поздяев, ген. директор ООО «Строи-тельная компания Сарова»

Павел Харитонов, ген. директор ООО «Евросталь»

1 комментарий

  1. Владимир:

    «А вы представьте себе, каково было старым строителям работать! Штамповали кварталы хрущевок»…… В этом вопросе к строителям проявилась дремучая ненависть Хвеня к советскому прошлому. Время идет, либероиды давно уже непопулярны, но Хвень не меняется. Жив курилка!

Добавить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree