Уже пора думать о послекризисном развитии страны
В рамках прошедшего 19-20 марта в Московском государственном университете (МГУ) IX съезда Российского союза ректоров состоялся благотворительный вечер поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья «Талант преодоления».
Цель акции – увеличить количество бюджетных мест в вузах для талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья. В Фундаментальную библиотеку МГУ пригласили около двадцати детей-инвалидов из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской, Новосибирской, Томской, Свердловской областей и ряда других регионов страны. Эти ребята в 2008-09 учебном году приняли участие в школьных олимпиадах, на равных соперничали со здоровыми детьми и показали впечатляющие результаты.
Призы школьникам вручали ректор МГУ, президент Союза ректоров Виктор Садовничий, министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко, директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Бакулева Лео Бокерия, члены Союза ректоров и научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ, академик РАН Радий Илькаев. Он подарил ребятам, в дополнение к прочим призам, книги о профессоре Вениамине Цукермане «Ученый. Борец. Мечтатель» и журнал «Атом».
О впечатлениях от встречи с одаренными детьми-инвалидами и работы на съезде ректоров Радий Иванович рассказал корреспонденту «ГК».
– Российский Союз ректоров в этом году решил наградить детишек с ограниченными возможностями, которые завоевали очень хорошие места на традиционных олимпиадах. Я награждал ребят из Санкт-Петербурга.
В нашей стране раньше как-то не было принято замечать проблемы инвалидов… Я думаю, очень правильно сделали, что решили этих талантливых детей наградить. Они получили подарки – компьютеры, с помощью которых смогут оптимизировать процесс дальнейшего обучения. А я рассказал им о профессоре Цукермане, работавшем во ВНИИЭФ. Он, как известно, потерял зрение. Но был и совершенно выдающимся ученым, создателем новых методов в экспериментальной физике, и очень оптимистическим человеком. Лауреат Ленинской и Государственных премий, Герой Социалистического Труда…
Действительно, человек, который преодолел трудности, выпавшие на его долю.
Это была первая встреча ребят с ректорами, учеными нашей страны. Она произвела на меня очень сильное впечатление. Было здорово. Воля у детей, целеустремленность, желание состояться, трудиться, побеждать… Все есть.
– А что из сказанного и услышанного на съезде ректоров произвело наибольшее впечатление?
– Участниками съезда были руководители практически всех высших учебных заведений страны. Выступали Президент Российской Федерации, Патриарх и – с отчетным докладом – председатель Союза ректоров В.Садовничий.
Во всех выступлениях совершенно четко и ясно звучало: нам нужна экономика знаний. Следовательно, высшее образование должно быть обязательно хорошим. Наука и развитие технологий на основе ее последних достижений должны быть. И Президент, и Садовничий об этом говорили. А Патриарх – о нравственной оценке достижений науки. Во-первых, результаты деятельности ученого должны служить высокой и благородной цели. Кроме того, Патриарх считает, что и в вузах в том числе нужно заниматься воспитанием личности с очень высокой нравственной планкой – от решения этой задачи нашу высшую школу никто не освобождал.
В целом, хоть я и не работник просвещения, работа съезда, выступления всех наших выдающихся руководителей у меня вызвали интерес. И особенно приятно: несмотря на существующие кризисные явления руководители думают уже о послекризисном развитии нашей страны и размышляют о том, что надо уже сейчас делать, чтобы это развитие шло в правильном направлении.
– Высшее образование в России. Вы, как «пользователь продукта» этого самого высшего образования – в Ядерный центр приходят молодые специалисты, – какого мнения об уровне российского высшего образования, соответствии его мировым стандартам?..
– Вы знаете, в нашей стране много всего разрушили в результате критических и очень неприятных лет. Но мне представляется, что образование понесло наименьший урон. То ли потому, что все руководители прекрасно понимали: без образованных людей дальнейшее развитие общества и страны по любому пути абсолютно неприемлемо, то ли, может, во главе движения оказались очень дальновидные и умные люди… Не буду обсуждать эти вопросы. Но вполне определенно можно сказать, что высшее образование в России в целом сохранено. Может, слишком смелое утверждение, но сохранено и качество образования. Смотрите, все лучшие университеты, все лучшие учебные заведения работают, выпускают специалистов.
Вот вы правильно сказали: «пользователь». Так если хочешь хороших ребят брать – ну заплати им! И когда мы жалуемся, что молодежь немного не та, может, знания у них немного не те… Это потому, что мы просто не можем заплатить столько, чтобы к нам лучшие шли. Вот ведь в чем дело! Преподавательский корпус, возможно, несколько поредел – в 90-е годы оплата их труда была на невысоком уровне.
Но в целом, я повторяю: российское образование сохранено и до сих пор – очень много выпускников охотно берут на работу за рубеж. Значит, у нас отличные выпускники!
Главное сейчас – сохранить школу и наработки. Но я вижу, что уже в течение продолжительного времени университетам помогают: повышают зарплаты преподавательскому составу, закупают оборудование, есть различные гранты. Я бы сказал, что образование в целом по стране, если сравнивать с другими направлениями деятельности, находится на вполне хорошем уровне.
– У круга проблем, который вы очертили, и озвученных на съезде ректоров, есть быстрое решение? Или…
– Ничего быстро в таком процессе решить невозможно. Главное, чтобы была серьезная, долгосрочная политика, серьезная поддержка высшей школы. Сейчас это есть, и, я думаю, если все ветви власти совершенно определенно говорили о поддержке, значит, все пойдет в правильном направлении.
– Школьные Харитоновские чтения приобрели статус российской олимпиады. Что, по вашему мнению, это даст ребятам? А Ядерному центру? И почему ими занимается научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ, академик?..
– Скажу следующее. Когда в начале 90-х годов институт оказался в кризисе – очень тяжелая была ситуация – и очень сильно сократился прием молодых специалистов во ВНИИЭФ, мы поняли, что нужно работать серьезно. Заключили соглашения с лучшими вузами страны, стали рассказывать о работе института… Но мы также поняли, что ребят со школьной скамьи надо приучать к тому, ЧТО такое Ядерный центр, какими научными задачами здесь занимаются. И решили проводить Школьные Харитоновские чтения, чтобы процесс стал непрерывным: школа – вуз – Ядерный центр. И, знаете, все эти меры дали результат. На Харитоновские чтения стали приезжать дети из множества регионов.
…Союз ректоров организовал Совет олимпиад, чтобы обеспечить талантливым, перспективным ребятам поступление в ведущие вузы России не только по результатам единого госэкзамена, но и по результатам предметных олимпиад школьников. У себя-то в Сарове мы давно решили этот вопрос, во многих вузах об этом знают.
И меня пригласили в Совет олимпиад. Действительно, надо было Школьные Харитоновские чтения поднимать на такой уровень, чтобы и их победители были среди тех, кто может поступать в вузы России. Поначалу ни одной саровской олимпиады, и даже нижегородской, в списке, который давал право победителям поступать в вузы без экзаменов, не было. Мы быстро сорганизовались с Нижним Новгородом, Ярославлем и Белгородом и вписались в эту систему.
Так вот, раз уж начал работать со школьниками, теперь деваться некуда…
Т.Криницкая,
фото С.Монаховой