Комедия в темпе Presto
Ведь и впрямь смешно! Временами – до слез. Наконец-то, комедия. Легкая, без лукавых мудрствований. И «виноват» в этом прежде всего герой «Кьоджинских перепалок» ведущий актер театра драмы Анатолий Наумов. Его Фортунато настолько комичен, что зал хохочет на каждом выходе актера. Вот что значит настоящий мастер!
11 и 12 апреля в нашем театре с большим успехом прошла комедия нижегородского режиссера Леонида Чигина «Кьоджинские перепалки» по пьесе Карло Гольдони. Нельзя сказать, что сюжет глубоко сатиричен, а уж тем более поучителен. Пьеса проста как три копейки. И тем самым хороша. Ну что сложного, например, в комедиях Гайдая? Да ничего, сюжеты ясны и просты, а вот актерские и режиссерские находки, уместные шутки и розыгрыши сделали эти фильмы бестселлерами на все времена. В спектакле «Кьоджинские перепалки» как раз это и является основным «коньком», который и делает из комедии – жанра комедию – действо. Весь сыр-бор разгорается из-за смазливого паренька Тоффоло, который в отсутствие рыбаков «клеится» то к одной, то к другой невесте-рыбачке.
Дух народной комедии в спектакле поддерживают костюмы, декорации, музыка, хореография. Леонидом Чигиным все это очень удачно соединено. И дело, думаю, просто в его хорошем вкусе. А вот с актерами, по признанию режиссера, ему пришлось изрядно повозиться, чтобы вышло все легко и непринужденно.
Л.Чигин: – Вначале я думал, что актеры немножко разыграются и сами войдут в материал. Но все оказалось непросто. В самой пьесе непонятно, как достичь смешного. И тут требуются свои придумки.
Анатолий Викторович Наумов это сделал. Наклеил что-то на глаз, чтобы он сверкал бельмом. Нашел еще одну «краску» – свой текст говорит фальцетом. И видите, какой смешной говорун получился.
Действительно, реакция зрителей оправдала все задумки. Было даже впечатление, что несколько человек на протяжении всей комедии смеются и не могут остановиться. Такая цепная реакция возникает, как правило, только от очень хороших шуток. Вот выдал актер смешное – ты уже в предвкушении очередного комичного «па».
На вопрос, как все-таки в профессиональном смысле работалось Леониду Чигину с саровскими актерами, он ответил:
– Я впервые ставил комедию в вашем театре. В общем, неплохо работалось. Хотя присутствовала и некая леность со стороны актеров. Они привыкли к большому постановочному процессу, и многое делалось ими неспешно. Я же был готов создать спектакль в более короткие сроки. В современном мире нельзя работать нехотя. Темп и еще раз темп! А комедия этого требует постоянно. Люди в зале не должны скучать. Ну сколько можно «мочить» зрителя серьезными вещами?
Б. Аполлонова,
фото Е. Пегоевой