«Зеркало души» Галины Тюкиной
«Она всю нашу семью лечила»… «Когда она была депутатом горсовета, мы обращались к ней и она помогла нам с квартирой». Так или приблизительно так реагировали знакомые и коллеги, когда я собиралась на встречу с Галиной Афанасьевной Тюкиной. Впрочем, как я потом убедилась, ничего удивительного в том, что ее знают все, нет…
Есть такое выражение – «врач от Бога». Мы часто употребляем его, когда стремимся отметить высокий профессионализм и исключительные человеческие качества доктора. После нашего знакомства и общения я убедилась: заслуженный врач РСФСР, кандидат медицинских наук Галина Афанасьевна Тюкина именно такой специалист, «от Бога». Она из медицинской семьи: дед и отец – ветеринарные врачи, да и почти все Тюкины выбирали для себя эту непростую стезю. Студентка Куйбышевского медицинского института не сразу определилась с выбором – поначалу нравились хирургия, неврология. Но однажды Галина заглянула в офтальмоскоп и «влюбилась в глаз», точнее, в глазное дно, в его совершенное строение, в его почти космическую структуру. И подумала: «Наверное, недаром глаза называют «зеркалом души». Окончила клиническую ординатуру на кафедре глазных болезней, работала в клинике. Подруга звала работать в Китай по линии Красного Креста, и она уже заполнила анкету, как вдруг поступило неожиданное предложение – возглавить глазное отделение. Как ей было сказано, «тут недалеко, в Подмосковье», а фактически в неизвестность. Но она согласилась и через несколько месяцев, в августе 1953 года, прибыла «на объект». И сразу с головой – в работу…
А было ее – непочатый край. Впрочем, для Галины – собранной, энергичной, отличницы по жизни (школа – с медалью, институт – с красным дипломом) – в этом и заключалось настоящее счастье. Встретили ее в медсанотделе тепло, и уже вскоре было ощущение, что все они – одна дружная большая семья. В одноэтажном здании (где сейчас неврология) располагались управление, где проводились пятиминутки, направо – хирургия, налево – гинекологическое отделение. Вот как вспоминает Галина Афанасьевна те годы: «Работала с восьми утра до семи вечера: сначала стационар, затем прием в поликлинике. Официально до 15.00-16.00, но фактически прием вела до тех пор, пока шли люди». Между тем родителям в первом письме она написала, что попала в рай, где есть все, «кроме цветов и мороженого» (впрочем, и этот недостаток вскоре был исправлен). Действительно, в «почтовом ящике» делалось все возможное, чтобы прибывающие сюда люди (в основном молодые специалисты), отрываясь от привычной жизни, чувствовали себя в этом замкнутом пространстве комфортно. В магазинах – отличное снабжение, в городе практически не было преступности (в отличие от Куйбышева, где в 1953-м после амнистии по случаю смерти Сталина процветали воровство и грабеж).
Поначалу молодого врача поселили в гостинице, затем в общежитии (в двухкомнатной квартире проживало восемь девушек). Жили дружно, во всем выручали друг друга. И в жизни, и в работе не покидало ощущение радости, молодого задора, когда все – по плечу! Коллектив больницы, как и население города в целом, – молодой. Работы много – не беда, всех вылечим! Нет театров и филармоний – создадим художественную самодеятельность (был даже собственный джаз). Отсутствуют спортплощадки – зато вокруг леса и реки, а значит, зимой дружно встают на лыжи, а летом отправляются в поход на байдарках! И конечно, где молодежь – там любовь: здесь познакомилась Галина со своим будущим мужем – Юрием Хирным. Кажется, что все было только вчера, а уже позади счастливые полвека совместной жизни, выросли сын и дочь, есть трое внуков…
В 1953 году, когда Галина только приехала в город, уже шли интенсивные разговоры о придании «объекту» городского статуса. И вот ровно через год, в 1954-м, объект стал городом. Так что «росли» они вместе… С тех пор, как бы «объект» ни именовали – Москва, п/я 975, Москва-центр-300, Арзамас-16 или Саров – он только растет и хорошеет: строятся жилые дома и школы, кинотеатры, скверы, театры и фонтаны.
Городские власти всегда делали многое для того, чтобы город был не только красивым, но и удобным для жизни людей. Конечно, наша «Москва» тоже не сразу строилась… Это теперь Галина Афанасьевна с улыбкой вспоминает то время, когда врачи по дороге на работу прыгали через Сатис по пенькам, оставшимся после того, как старый деревянный мост был разрушен во время ледохода. Но зато и запомнился навсегда счастливый миг сдачи моста нового, капитального!
Они любили свой город не на словах – на деле… Знаменитая «Тропа здоровья», ведущая к профилакторию, – дело рук их поколения! Во многом их стараниями озеро Протяжное стало любимым местом отдыха! А как дружно проходили субботники и воскресники, где участвовали всем коллективом, двором… Таким – неравнодушным, активным, болеющим за любимый город – было их поколение.
Галина Афанасьевна Тюкина убеждена, что ей несказанно повезло с местом жительства. В самом деле, городской комфорт соседствует здесь с первозданными лесами и реками, а возможность работать и совершенствоваться в профессии не исключает единения с природой и полноценного активного отдыха.
Впрочем, и Сарову повезло не меньше, ведь Галина Афанасьевна – человек огромной энергии и профессионал высочайшего уровня. За 34 года, в течение которых она возглавляла глазное отделение, ей удалось не только выстроить офтальмологическую службу, но и воспитать не одно поколение профессионалов – врачей и медсестер. А ее стремление всегда идти в ногу со временем, умение совмещать интенсивную лечебную практику с научной работой привели к тому, что в МСЧ-50 небольшого Арзамаса-16 применялись только самые передовые методики лечения. Так, например, наши офтальмологи в числе первых в стране открыли эру микрохирургических операций. В доказательство высокого профессионализма саровских офтальмологов приведем такой факт. Много лет Галина Афанасьевна была лечащим врачом-окулистом академика Ю.Харитона. Юлий Борисович консультировался, конечно, и с офтальмологическими светилами в Москве, и с американскими офтальмологами. Однажды, вернувшись из США, Ю.Харитон позвонил Галине Афанасьевне и сказал, что там ему назначили такой же вариант лечения, который выработали саровские, а не московские врачи. Дело в том, что в то время наши доктора получали американские журналы по офтальмологии и были в курсе всех передовых достижений медицины. Именно в те годы в отделении сложился уникальный коллектив, когда после окончания клинических ординатур в Москве, Ленинграде, Куйбышеве, Саратове здесь работали представители разных медицинских школ. В результате сложилась своя, уникальная, саровская офтальмологическая школа, которая и сегодня поддерживает свои лучшие традиции. В 1966 году Галина Афанасьевна Тюкина под руководством профессора Вишневского в институте биофизики МЗ СССР защитила кандидатскую диссертацию, а в 1979 году ей было присвоено звание «Заслуженный врач РСФСР». Галина Афанасьевна в свое время много сил отдала тому, чтобы доказать необходимость создания в городе глазного отделения на 30 коек, кабинета для лечения косоглазия, магазина «Оптика».
А еще Галина Афанасьевна всегда много сил и времени уделяла общественной работе, в свое время была депутатом городского и областного Советов народных депутатов. Сегодня она снова в строю, Г.Тюкина – заместитель председателя совета ветеранов КБ-50 В.Блиновой. Вот уже три года они вместе с администрацией больницы стоят на страже интересов ветеранов-медиков, в свое время отдававших труд охране жизни и здоровья жителей города. Нынче многим из них нужна помощь, доброе участие, внимание. И как же радостно на душе, когда удается сделать для коллег что-то хорошее, полезное, помочь делом и словом, поздравить с юбилеем. Так что жизнь вокруг вновь кипит, несмотря на годы! Так держать, Галина Афанасьевна!
Инесса Самсонова,
фото из семейного архива Г.Тюкиной