С Алексеем Даниловичем Пятойкиным, заслуженным ветераном города, мы познакомились через конкурс нашей газеты «История одной фотографии».
В редакцию пришел пожилой человек с удивительно добрым светом в глазах и принес с десяток фотографий, рассказывающих об одном важном в истории Сарова событии – установке обелиска и Вечного огня, посвященных памяти защитников Родины во время Великой Отечественной войны.
Первая победа
Великая победа пришла не сразу. Она начиналась с первых боев и первых потерь. Ровно 68 лет назад, 24 июня 1941 года 23-летний Алексей Пятойкин, тогда зам. политрука 9-й парашютно-десантной бригады (младшее политическое звание), с несколькими бойцами возвращался из разведки в Даугавпилс (Латвия, тогда – советская республика). Несколько раз пришлось менять направление движения, чтобы не столкнуться с активно наступавшими немецкими войсками. При пересечении одной из дорог потеряли бойца. Обложив тело товарища камнями, отряд пошел дальше, ища переправу через Даугаву. И вот на берегу, возле кирпичного завода увидели немцев…
– Мы были поражены их беспечностью. Они вели себя как в Европе. Оставив одного автоматчика, разделись и с гоготом бросались в воду. Приняли решение покончить с ними. Короткой очередью сняли часового. Перенесли огонь на купавшихся. Каждый прицельно бил в «своего», 3-4 минуты – и мы уничтожили всех немецких солдат – молодых, здоровенных, выше среднего роста парней. После этого смогли переправиться на другой берег и доставить донесение.
…Всю жизнь вспоминаю свой первый бой. Я потом наблюдал за своими ребятами и видел, что мы отличаемся от тех, кто в первые дни войны только оборонялся и отступал. Мы уже знали, что немцев можно бить! Поэтому и говорю: самый главный бой – первый. Так началась для меня долгая, до Победы в 1945 году, война.
Праздник, рожденный народом
Сегодня День Победы – самый любимый и почитаемый праздник, объединяющий все поколения и социальные слои, у него свои традиции и символы, в том числе и возложение цветов к Вечному огню. Но к этому наш народ пришел не сразу.
– Когда после войны прошло десять лет, люди как-то еще не пришли в себя, уж очень много пережили. Да и правительство относилось к этому ни шатко ни валко. Хрущев, например, отменил наградные, которые платились при Сталине. За медали «За боевые заслуги» и «За отвагу» награжденные получали в месяц пять рублей, за орден Отечественной войны – 25-30, в то время большие деньги…
Но постепенно отношение к Победе стало меняться, появилось желание увековечить память о ней. Повсюду в стране начали устанавливать обелиски и зажигать символический Вечный огонь. Такое решение приняли и в нашем городе.
Алексей Данилович, который в те годы работал заместителем председателя горисполкома по вопросам культуры, народного образования и здравоохранения, сразу предложил под обелиск пустырь в центре города с двумя деревянными бараками. В том, что это самое подходящее место, удалось убедить и начальника объекта Б.Г.Музрукова, который поначалу хотел использовать территорию иначе. И вот в 1965 году, на 20-летие Победы, торжественно заложили камень с надписью, что здесь будет установлен обелиск в честь победы Советского народа над фашистской Германией (фото 1).
– Покрывало с камня снимали три героя Советского Союза, жившие в нашем городе, – Сабир Ахтямович Ахтямов, Михаил Иванович Казамазов и Владимир Петрович Сосин. С этого все и началось. Был создан специальный оргкомитет, и решением горисполкома и бюро горкома партии меня обязали его возглавить. В конкурсе победил проект главного архитектора города Николая Васильевича Кузнецова.
Сквер Победы с обелиском открыли в ноябре 1967 года, к этому времени пустырь благоустроили (площадку подняли на полметра, как символическую братскую могилу), посадили деревья. А огонь решили возжечь на 25-летие Победы. Параллельно шла организационная работа.
– Было бы сложно организовать для участия в празднике всех ветеранов войны, ведь в то время в городе их было 3600. (Для сравнения: сейчас осталось 197, из них 47 инвалидов войны. – Авт.) Поэтому приняли решение на оргкомитете, что в параде примут участие 600 самых достойных (каждый шестой), выбранных трудовыми коллективами.
Будущие участники парада еженедельно в теплое время года (с 1967 по 1969 год) собирались на стадионе и тренировались ходить строем, по «коробкам» в 200 человек. Для них были подготовлены очень дорогие муаровые ленты с надписью «Ветеран Великой Отечественной войны, 25 лет Победы». Нам сейчас это не кажется чем-то особенным, но тогда эта деталь праздника потребовала больших организационных усилий и изобретательности.
– Ленты вручали с именным удостоверением, как награду (правительственные юбилейные медали еще только начинали учреждать). Такие богатые ленты в Горьковской области никто не мог изготовить, но поскольку войну я закончил в ОМСБОН (отдельной мотострелковой бригаде особого назначения), используя старые связи, удалось сделать заказ на изготовление лент в Кремлевских мастерских.
Возник вопрос – откуда взять огонь? Привезти поездом от могилы Неизвестного солдата в Москве? Сложно. И приняли решение зажечь огонь от вагранки (доменной печи) 33-го цеха завода №3, где плавился особо прочный металл. Из него делали части советского ядерного оружия, остановившего американскую агрессию. Мы говорили тогда, что Вечный огонь будет зажжен там, где ковался атомный щит страны. Не всякий к этому так относился, но для нас это было так. Затраты на содержание Вечного огня утвердили беспрекословно. Тогда ради памяти такой великой победы никто не мелочился.
Для парада на 25-летие Победы 9 мая 1970 года воинская часть обеспечила нас бронетранспортером, на котором ехали три Героя Советского Союза с факелом, зажженным от вагранки. Факел держал Казамазов, как наиболее уважаемый человек, местный уроженец и активный общественник. К обелиску ехали по маршруту ул. Садовая, ул. Колхозная, пр. Мира, площадь Ленина… Собралось много тысяч людей. Транспортер шел в сопровождении воинских машин. Колонна ветеранов ждала его около горкома партии и оттуда строем последовала за ним (фото 3).
Жители города не сразу привыкли, что Вечный огонь – это святыня. Первое время возле него круглосуточно дежурили комсомольцы – следили, чтобы на постамент никто из любопытных не поднимался, не устраивалось никаких игр. А сегодня каждый школьник знает, что к месту, где возлагаются цветы в память защитников Родины, надо относиться с благоговением. И горожане приходят к Вечному огню, чтобы возложить цветы и зажечь свечи в память о погибших.
Анна Виноградова,
фото из архива А.Пятойкина