Последний путь мусорного пакета

Утром по дороге на работу забрасываю полиэтиленовый пакет с мусором в контейнер во дворе. А через несколько минут – по расписанию – подъезжает бокастая оранжевая машина и увозит содержимое контейнера, вместе с моим пакетом, на свалку.

И невозможно представить, что сталось бы с городом – нашим городом! опрятненьким и вылизанным, – если бы мусороуборочные машины участка санитарной очистки муниципального Дорожно-эксплуатационного предприятия ежедневно не убирали с глаз долой 40 тонн бытового мусора. В соответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ФЗ № 131) «Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов» – обязанность местных властей (ст. 16).   

Resize of _MG_5413

Балетные па оранжевого «бегемота»

Мусор – дело серьезное. Сорок тонн отходов в день – это почти пятнадцать тысяч тонн в год. И если не убирать, такого натворит… В Италии, например, пару лет назад «мусорный кризис» в Неаполе свалил правительство Романо Проди и вернул к власти Сильвио Берлускони. Но бог уж с ними, с правительствами, угроза эпидемий – не шутка!

Сарову это не грозит: дело давно отлажено.

…Ага, вот и одна из пятнадцати машин санитарной очистки. Въезжает в наш двор на проспекте Мира и, со слоновьей грацией огибая углы, подбирается к контейнерной площадке. Манипулятор прихватывает бак железными «пальцами», содержимое сбрасывается в чрево мусоровоза, пустой контейнер ювелирненько ставится на место, машина идет дальше.

Вместе с начальником участка Александром Кульковым следуем за ней в кильватере. Переваливаясь с боку на бок, оранжевый «бегемот» протискивается меж недешевых авто по узким внутриквартальным проездам к очередным контейнерам, выгружает очередную порцию отходов и дальше, дальше, дальше. А в одном дворе на Академика Харитона так и просто диву даешься, как неповоротливому мусоровозу удается произвести свои манипуляции на площадке размером чуть больше ладошки. А.Кульков комментирует:
– В первую очередь мусор убирают из  жилищного фонда, лишь потом от предприятий общепита. Но если они по пути, то, разумеется, и оттуда прихватываем  – во второй раз по той же улице водитель не поедет: маршруты оптимизированы,  график просчитан поминутно на каждый день. Правда, по разным причинам  порой случаются сбои.

Например, на Куйбышева, у дома № 26 площадка неудобно расположена. А мусоровозу нужно правым боком подъехать – он только из этой позиции и может забрать содержимое контейнеров. Так спроектирован, манипулятор не перенесешь. Оставленные частные машины водителей нервируют. Чуть контейнер переполнен – во время разгрузки может выпасть что-то незамеченное, повредить авто…

Resize of Куйбышева 26-2

Все познается в сравнении

Всякий раз, когда при коммунальщике или экологе произношу слово «свалка», меня непременно поправляют: полигон твердых бытовых отходов (ТБО). Действующих полигонов в городе два. Второй – для инертных отходов. Что везут на свалку, понятно. Бытовой мусор. А «инертные отходы» – это что?

Ирина Морозова, начальник отдела охраны окружающей среды ДГХ:

– Полигон инертных отходов находится в промзоне (рекультивируемый карьер) и предназначен для утилизации отработанного грунта, в том числе снятого асфальта, строительных отходов, спиленных деревьев, корней, в общем, отходов не опасных. Но строительные отходы – все! – можно использовать вторично. Например, использованную резину и снятый асфальт измельчать и вновь пускать на укладку, древесные отходы – стволы и корни – перерабатывать на опилки для нужд населения, разбираемые остовы домов – дробить на щебенку. Металл – сдавать.

И это – один из проектов на будущее. Но – обо всем по порядку.

Итак, нынешний полигон ТБО. Он расположен рядом с прежним, исчерпавшим свои возможности два года назад. Помнится, как-то летом побродила там экскурсантом. Воспоминания ярки и незабываемы.

«Ты портфельчик-то наземь не ставь – живенько «квартиранты» набегут, увезешь с собой и не выведешь потом», – напугал меня сторож полигона. Тараканов там в более-менее теплое время года было… Земли не видать – кишмя кишели. А уж когда я неосторожно ступила на саму поверхность мусора, присыпанную землей, меня резко за шиворот выдернули обратно на твердую дорогу: «Куда, прости Господи, поперлась в босоножках! Там же крысы!». Милые зверюшки там обитали.

Были и двуногие «аборигены». Бомжи бродили по свалке, привычно уворачиваясь от бульдозера, трамбовавшего отходы. Выдергивали что-то судьбоносное, жизненно необходимое прямо из-под колес и ножа. Жили рядом, в лесочке, в (если можно так назвать) строениях из картонных коробок, листов ржавого кровельного железа и еще чего-то неидентифицируемого или в вырытых норах-землянках. Ели, пили и носили, что найдут. Дышали, чем парило. Потому не заживались.

Аккурат когда эта свалка исчерпала ресурс и был подготовлен к эксплуатации новый полигон, в город приезжали депутаты Законодательного собрания Нижегородской области, члены комитета по экологии и природопользованию. Для гостей тогда провели обзорную экскурсию, в ходе которой они отметили, что весь город, не только центр, чист и аккуратен. (Все познается в сравнении.) Поскольку их интересовали также вопросы утилизации отходов, провезли по старому и новому полигонам. Павел Миронов, руководитель аппарата комитета, рассказал нашему корреспонденту, что депутатам-экологам саровский опыт решения проблем рационального природопользования интересен, фрагменты его могут быть распространены на всю область. А депутат ОЗС, саровчанка Алевтина Александрова дополнила:

– После посещения здешних полигонов депутаты ОЗС отметили, что стоит инициировать встречу с руководителями предприятий, разрабатывающих методики переработки отходов, а также уже ведущих переработку.

Свалки мусора – это не только неэстетично, но еще и опасно для здоровья. На территории области ежегодно образуется порядка четырех миллионов тонн отходов, из них ТБО – около полутора млн. И количество мусора растет ежегодно, втрое опережая рост населения. Иной раз думается, неужели наша цивилизация обречена на такой неопрятный конец – быть погребенной под своими же отходами? Ведь даже современный вывоз не решает проблемы в корне.

Экологическая безопасность – приоритетное направление работы правительства Нижегородской области. И безусловная составляющая ее – решение проблемы утилизации. В области начата модернизация системы управления отходами. Суть изменений в том, что необходимо выстроить принципиально новую систему обращения с ТБО – начиная с этапа их образования у жителей – «производителей отходов», до финальной стадии – переработки. Правительство разработало комплексную программу, опирающуюся на передовой европейский опыт, учитывая при этом региональную специфику области.

Resize of Шевченко 42

То, что произвело впечатление на областных законотворцев, корреспондент «ГК» увидела, провожая в последний путь свой ежеутренний  пакет с мусором.

Т. Криницкая,
фото Ю.Серовой

Окончание в № 43

Добавить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree