Потреблять с умом
Продолжение. Начало в № 41 от 14.10.09.
Наш разговор с генеральным директором МУП «Центр ЖКХ» Игорем Грузиным продолжает тема – энергопотребление и энергосбережение.
– Джон Кеннеди, когда стал президентом, говорил в шутку, что для него самым поразительным стало то, что проблемы и вправду оказались настолько серьезными, как его партия говорила перед выборами. К счастью, для меня состояние многих вопросов в ЖКХ оказалось лучше, чем я предполагал до занятия должности. Но одна проблема – взаимоотношения с ресурсоснабжающими организациями – оказалась намного глубже и сложнее. У энергетиков огромное преимущество: они продают тепло и электроэнергию квалифицированно, имея серьезные рычаги воздействия на потребителя. А мы пока и покупаем, и потребляем энергоресурсы неквалифицированно. Нам направляют расчеты, которые мы проверить не можем. Верим на слово.
– Почему же?
– Потому, что нечетко прописали в договорах методику расчетов. Потому что вовремя не заменили вышедшие из строя и не прошедшие поверку приборы учета тепла. Потому что вовремя не закрыли все\ потребление приборным учетом. В этой ситуации счет выставляют не по показаниям приборов, а по так называемым тепловым нагрузкам, и это намного больше, чем по счетчикам.
В расчетах с ресурсоснабжающим предприятием в целом три проблемы. Мы выставляем счет за тепло населению в сумме меньшей, чем нам выставляют энергетики; кроме того, мы оплачиваем биллинг – формирование и распространение счетов, а это в масштабах города миллионы рублей; и мы оплачиваем недосбор. Ведь всегда есть люди, которые не платят за жилищно-коммунальные услуги, хотя в этом смысле ситуация в нашем городе намного лучше, чем в других. Назвать сейчас ситуацию конфликтной не могу, но споров много.
– Наверное, дело не только в корректности расчетов, но стоит и задача энергосбережения?
– Да, потому что мы привыкли жить, не особенно заботясь о тепловых потерях. Пройдите по городу зимним холодным вечером. Во многих домах открыты форточки. Бывает, и окна открывают!
– Форточки открыты и осенью, когда держится аномальное тепло, а батареи горячие. Убеждена, что люди делают это вынужденно. Мне не раз звонили читатели, у кого в квартирах «Сахара». Они умоляют газету воздействовать на ЖЭУ, где им говорят, что отрегулировать батареи невозможно технологически.
– У нас огромное количество подобных заявлений и жалоб! По договору теплоснабжения температура прямой сетевой воды от ТЭЦ зависит от температуры наружного воздуха. Чем теплее на улице – тем меньше нагревается сетевая вода. Так-то оно так, но до среднесуточной температуры воздуха +7. Если на улице теплее, то все равно вода для отопления от ТЭЦ идет с температурой плюс 60 градусов – с такой же температурой, как для горячего водоснабжения. Вот вам и «перетоп», за который опять же заплатим мы с вами.
В течение всего отопительного сезона чем ближе к ТЭЦ, тем перегрев заметней. В Москве или Нижнем трудно найти квартиры, где на зиму не утепляются окна или не установлены пластиковые. В Сарове – наоборот! И это мы пока живем в ситуации, когда цена газа на внутреннем рынке намного ниже, чем на внешнем. Помните, как быстро бензин догнал мировые цены? Процесс сближения цен на газ с мировыми также неизбежен. Если мы сейчас не подготовимся, то будем платить за коммунальные услуги еще больше.
– Но регулировка тепловой системы жилого дома – сложный процесс.
– Абсолютно верно – нельзя просто так прийти и «прикрутить» вентиль. И еще более сложный процесс – регулировка микрорайона, поскольку следует учитывать изменение гидравлических режимов. Грубо говоря, если мы ограничим поступление тепла в один из домов, то в системе повысится давление и сэкономленное тепло уйдет в соседние. Изменение гидравлических режимов зависит от энергетиков, и даже в зоне нашей ответственности должно быть согласовано с ними.
Крайне важна проблема слабых мест. Если в одной из квартир, например, запал кран на батарее отопления или в окнах щели в палец шириной, то для обеспечения нормативных значений температуры в этой квартире мы вынуждены «перетапливать» весь дом. Поэтому для решения проблемы недостаточно усилий ЖЭУ – потребуются добрая воля энергетиков, терпение и усилия со стороны жителей.
– Что вы можете предложить? Есть ли для этого технологические возможности?
– Есть. Об этом говорит и опыт других городов, и, например, мой опыт эксплуатации здания КБО на Курчатова. Вначале для тепловой регулировки здания мы пригласили специалистов из одной известной фирмы. Они предложили сделать тепловой узел за 1,2 млн рублей. Дорого! Местное предприятие предоставило простейшее технологическое решение – за 160 тысяч руб., и это дало экономию в 40-50%, а в некоторые периоды и в 60%. Мы окупили затраты за три месяца. На жилье такого глубокого эффекта, конечно, не добьешься. Но если ничего не делать, проблемы будут нарастать. Надо регулировать гидравлические режимы, ставить автоматические регуляторы теплового потока, которые не отдадут воду на ТЭЦ, пока не отберут максимум тепла. Поступающую в дома горячую воду мы частично выливаем из кранов, а часть ее циркулирует, возвращаясь обратно на ТЭЦ. Это нужно, чтобы вода не остывала в трубопроводах и сразу текла из крана горячей. И за эту циркуляционную воду мы платим большие деньги. На циркуляцию должно уходить до 25% расхода. Фактически, как показывают наши измерения, в целом по городу уходит намного больше. Это гигантский резерв для экономии.
– С чего вы начнете решать эту непростую задачу энергосбережения?
– Прежде чем экономить, нужно измерить – сколько используем, сколько тратим. Без измерений регулировка теряет всякий смысл, да и практически невозможна. Мы – все жители города – должны стать квалифицированными потребителями услуг. Три процента многоквартирных жилых домов вообще не оборудованы приборами учета. Первая задача – восстановить вышедшие из строя приборы и закрыть счетчиками эти «безучетные» три процента. На это требуются небольшие средства, если сравнивать их с масштабом потерь. В сентябре мы уже профинансировали эти работы. Сейчас в ДГХ разрабатывается программа установки общедомовых приборов учета. И если она будет утверждена в ноябре администрацией, то начнет реализовываться уже со следующего года.
Понятно, что цена на газ, а значит и тарифы, все равно будут расти. Но если мы приложим усилия по сбережению тепла и других ресурсов, рост коммунальных платежей нам удастся хотя бы замедлить.
Беседовала
А. Виноградова