Тридцать три удовольствия
История русской бани уходит в седую древность. Византийский историк Прокопий еще в VI веке писал, что баня сопровождала наших предков – древних славян – всю жизнь. В бане их омывали в день рождения, перед свадьбой и после смерти.
О русской бане упоминается в летописях X-XIII веков. Ее называли мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня или просто баня, как зовем ее мы и по сей день. В древней Руси побежденные племена даже платили дань березовыми вениками…
Обычай париться в бане упоминается и у Нестора Летописца в «Повести временных лет». Без бани не мыслил своего существования даже «европеизированный» царь Петр I. В бане любил париться и считал ее наилучшим способом закалки и укрепления здоровья «первый меч» России – полководец Александр Суворов. К ней обращался в своем творчестве и Александр Пушкин, который баню и знал, и любил с детства. Знатоком бани был и писатель Антон Чехов. Он еще и как врач ценил пользу ее процедур, был завсегдатаем Сандуновских бань в Москве.
Замечательный русский обычай – париться в бане – все мы уважаем, и многие из нас по мере сил продолжают. Банными процедурами мы стараемся не только поддержать чистоту своего тела, но и укрепить его физическое здоровье. Кто-то стремится в бане вылечить хвори и недомогания, кто-то жаждет с ее помощью похудеть и выглядеть моложе, кто-то посещает баньку, чтобы, как говорится, «смыть усталость» после тяжелой рабочей недели и попутно снять стресс…
Отправляясь в баню, человек настраивает себя на определенный лад – спокойный, размеренный и доброжелательный. И это правильно: баня не допускает к себе людей обозленных и угрюмых. Кто-нибудь видел в бане человека нервного, печального или сердитого? То-то и оно: ведь даже если и войдет в баню человек, недоброжелательно настроенный к окружающим, все равно после первой же парилки он «смоет» с себя все негативные эмоции. Баня объединяет и примиряет людей, очищает и тело, и душу.
Наш народ идет в баню не только для того, чтобы париться. Баня стала уже чем-то вроде клуба по интересам, и зачастую друзья заранее договариваются о дне и времени посещения бани, а в любой общественной бане есть свои завсегдатаи, поддерживающие «банные традиции». Баня – это наша национальная особенность, и она настолько прочно вошла в жизнь, что в последние десятилетия возникла еще одна традиция: в банях решать различные проблемы – от общественных до экономических.
И это еще раз доказывает, что баня, вопреки прогнозам скептиков, не только не сдала своих позиций, не отмерла как некий пережиток прошлого, но как бы обрела «второе дыхание», а в настоящее время мы воочию можем наблюдать просто какой-то «банный ренессанс»! Люди, в полной мере вкусив все прелести цивилизации и устав мыться дома в тесных ванных, затосковали по типично русскому способу смывать грязь и усталость. К счастью, бани не прекратили своего существования. А раз так – пойдемте-ка в баньку!
Подготовили А.Берестова, В.Вялков
Парится с девочками надо привыкать с детства