Не люблю пенсионеров на сцене
6 и 7 декабря в театре драмы саровчане рукоплескали артистам Марийского государственного театра оперы и балета им.Э.Сапаева. Зрители смогли увидеть два замечательных балета – «Золушку» на музыку Прокофьева и «Спартак» – «Триумф Рима» Хачатуряна.
С 2001 года театр возглавляет Константин Иванов, который широко известен и входит в список самых титулованных и востребованных артистов балета. Являясь приверженцем русской классической балетной школы, стал инициатором и вдохновителем открытия отделения хореографии в Марийском республиканском колледже культуры и искусства имени Палантая.
На пресс-конференции заслуженный артист РФ, народный артист Республики Марий Эл Константин Иванов, рассказал о том, что его волнует сегодня, как и чем живет театр:
– Считаю, чтобы театр был успешным, он должен постоянно развиваться и совершенствоваться. Для этого нужно много факторов, в том числе хорошие кадры. Благодаря своей балетной школе, традициям сегодня у нас молодая, но уже титулованная труппа. Солисты – дипломанты и лауреаты всевозможных российских и международных конкурсов. Республика выделила деньги, и в ГИТИСе был набран целевой курс, где сейчас учатся многие наши артисты. Это в дальнейшем им даст возможность работать педагогами и растить наши национальные кадры.
Если говорить о репертуаре, стараюсь брать только брендовые вещи. Хотя есть экспериментальные проекты, с приглашенными зарубежными балетмейстерами. Шикарный балет поставил А.Озаки (Япония) на музыку Мендельсона «Сон в летнюю ночь».
Чтобы выживать в современных условиях, театру приходится много гастролировать. Только за последние три года мы побывали в 37 странах. В ближайшее время труппа едет в Германию.
– Какой средний возраст артистов?
– 20 лет. Не люблю пенсионеров на сцене. Вспоминая себя, могу сказать, что свою первую золотую медаль, будучи солистом Большого театра, получил в 26 лет. (К слову сказать, пенсионный возраст в балетном мире начинается с 36 лет – Т.Н.).
– Те, кто посмотрел «Золушку», были очарованы главными героями, мачехой, партию которой исполнял солист Александр Зверев. И все-таки, как удавалось Золушке в считанные секунды менять наряд?
– Это наш маленький профессиональный секрет. Могу только сказать, что партию Золушки исполняла одна балерина – Ольга Челпанова. Хотя, конечно, для технического решения с переодеванием без второй Золушки было не обойтись.
К.Иванов является автором либретто и постановщиком двух привезенных балетов.
– Никогда не думал, что возьмусь за «Золушку». Ведь в классической постановке балет длится почти три часа. Полчаса героиня собирается на бал, потом минут 40 ее ищет принц… Хотелось больше динамики. Поэтому моя постановка на час короче. В результате все понятно и оправдано. О «Спартаке» хочется сказать особо. Это мощь нашего мужского балета. Спектакль сильный, зрелищный. Сами танцовщики его называют «кровавый», настолько выматывает, что без нашатыря не обойтись. Технически балет – безумно сложный. Я так и не смог сосчитать, сколько в нем прыжков. Но эти усилия того стоят.
В субботу Марийский театр дал две «Золушки»: дневной и вечерний показ. Причем танцевал один и тот же состав. В перерыве между спектаклями К.Иванов проходит с артистами отдельные сцены, сверяют свет, технические детали…
– Балету очень сложно что-либо противопоставить. Это особый вид искусства, когда в единое целое сливаются танец, музыка и драматичность.
Как говорит наш брат, балет – это труд, помноженный на труд. За кажущейся легкостью, изяществом, улыбкой артиста стоят титанический труд, лишения, самопожертвование. Но когда достигаешь истинного мастерства в профессии, понимаешь, что оно того стоит.
Т.Никольская