Подъемная сила
«Короче, с первого числа! Ну, или даже лучше с понедельника. Хотя вот Новый год на носу. Может быть, прямо с первого января? Или уж с нового десятилетия?» Так зачастую думают многие из нас, с тоской ощупывая жировой валик вокруг талии. Тренажерный зал – то самое место, которое, я уверен, хоть раз в жизни хотел посетить почти каждый. Особенно глядя на поджарые тела молодых голливудских актеров.
Но день идет за днем, а пиво такое вкусное. И посидеть вечерком на мягком диване перед «ящиком» уж очень приятно. И как-то сам с собой уже заключил сделку. Да и вот в той куртке выглядишь совсем даже не плохо. В общем, и без этого можно прожить.
Уняв дрожь в коленях, я все-таки решился подойти и поговорить с человеком, габариты которого вызывают в памяти военно-исторические фильмы и боевики.
Евгений Горностаев – инструктор тренажерного зала «Сила и грация». Кандидат в мастера спорта. От груди жмет 195, с полу тянет 245, а приседает с 275-ю килограммами.
– Как правильно называется дисциплина, которой ты занимаешься?
– Спорт называется «Силовое троеборье» или «Powerlifting». Включает в себя три движения: приседание со штангой на плечах, жим штанги от груди лежа и поднятие штанги с пола. На каждое движение дается по три попытки. Максимальные веса, поднятые в каждом упражнении, суммируются. Дальше понятно: спортсмен, у которого сумма больше, соответственно, круче других. И, конечно, есть определенная нормативная сетка, по которой присваиваются спортивные разряды.
– Как и когда у тебя все это началось?
– Мне было четырнадцать лет. Отец принес шестнадцатикилограммовую штангу. И я не смог ее от груди отжать. Буквально – ни одного раза. Меня это настолько потрясло, что на следующий день я пошел в секцию к Валееву. Занеф Габдулович тогда тренировал тяжелоатлетов на стадионе «Икар». С этого и начался мой путь в спорте. Если конкретно силовым троеборьем я начал заниматься в 2006 году, то со штангой «дружу» уже шестнадцать лет. После Занефа Валеева у меня был тренер Сергей Комаров. Потом Андрей Виноградов. Сейчас я консультируюсь с тренером из Арзамаса. Это Сергей Шипов. Очень грамотный тренер. Я к нему приезжаю – он мне пишет планы. По его системе и занимаюсь.
– «Отец принес штангу». То есть семья у тебя спортивная?
– Да. Мой отец волейболист. Выступал за сборную Нижегородской области. А мать у меня мастер спорта по легкой атлетике. Они вообще всегда хотели, чтобы я занимался спортом, но какое-то время мне все это было неинтересно. Пока не столкнулся с препятствием, которое с ходу не смог преодолеть.
– То есть основным моментом в этом был как раз вызов? «Как это так: я – и не смог»?
– Да. Абсолютно верно. Я до сих пор, возвращаясь к тому событию, испытываю сильные эмоции. И вообще, может быть давно бы уже ушел из спорта, но все время хочется доказать, в первую очередь себе, что я могу выжать ту штангу в 16 килограммов.
– Основной мотивирующий фактор для тебя мы выяснили. А вот теперь поговорим относительно нынешней молодежи, которая ни к чему пока не «прикручена». Как лично ты считаешь, почему им надо заниматься именно этим?
– Вообще спорт дисциплинирует. Людям в большой жизни – не конкретно в спорте, а просто в жизни – очень важно уметь составить грамотное расписание. И я считаю, что именно спорт поможет правильно распределить свое время и усилия на определенных жизненных этапах. А занятие штангой очень мобилизует в плане желания и возможности добиваться поставленных целей. Неважно что это – стремление к взятию очередных весов или карьерный рост.
– Ну и давай о самом главном. О проблемах, которые возникают у людей, занимающихся пауэрлифтингом в Сарове.
– Финансирование. Пять лет весомую спонсорскую помощь в организации соревнований оказывало предприятие «Консар». Но в целом сейчас поступление средств очень скудное. В принципе, если говорить о нас, о взрослых уже людях, мы-то деньги найдем. Но хочется вывозить на соревнования и молодых ребят. Чтобы была возможность выступить на областных, зональных турнирах. Это необходимый для молодого спортсмена опыт. В городе своих турниров проходит мало. У нас есть некая инициативная группа людей, которые этим занимается. Но мы все уже женаты. У кого работа, у кого-то две. Поэтому все сложнее становится организовывать подобные мероприятия. Безусловно, я прекрасно понимаю, что нам денег дают по возможности. Но сейчас уже увеличились и цены на проезд, и стартовые взносы на соревнованиях. Скажем я, на самом деле, – не самый перспективный спортсмен. А в городе все-таки есть молодые одаренные ребята. Сережа Ломакин, например. Человек по-серьезному занимается год, а уже «проходит» по мастеру спорта. Сергей Серов, который, сколько его помню, тренируется – мастер спорта. Занималась у меня девочка – Борискова Надежда. Она за год добилась хороших результатов. Она, когда ее в 2007 году вывезли на соревнования, сразу стала третьей в «абсолютке» среди женщин. Это очень серьезный результат. Потом к сожалению начались травмы. Вышла замуж и тренировки прекратила. Видимо, на первый план вышли работа, учеба. Все это очень трудно совмещать с занятиями.
Есть в городе люди, занимающиеся силовым троеборьем. И молодые, и уже выступающие спортсмены. Вот им бы хотелось помочь. Например, скоро будет турнир в Арзамасе. На него, в принципе, нашли деньги. А вот поехать, скажем, в Казань уже сложнее. Это проезд, проживание. Соревнования проходят обычно не один день. Поэтому в копеечку влетает. То есть основная проблема – это средства на выезды. С тренировочной базой, по большому счету, в городе все в порядке. Есть помещения, тренажеры. Тут особых затрат нет.
– Давай популяризации коснемся. Если говорить о привлечении молодых людей – через какое время человек получит заметный результат своих занятий?
– Год – полтора. Зависит от личных особенностей каждого. Но примерно на такой срок нужно ориентироваться.
– Что касается занятия со штангой, как ты относишься к тем, кто делает это не для участия в соревнованиях, а для построения собственного тела?
– Фитнес – сейчас это таким модным словом называется. По мне – пускай человек хоть чем-то занимается, нежели вообще ничем. У каждого должно быть хобби. Поскольку я сам живу в спорте – мне все это интересно. Поэтому и другим рекомендую.
– Как вообще происходит приток новых кадров?
– Люди приходят со знакомыми. На рекламу реагируют. Единственный зал, который кроме нас еще рекламируется, принадлежит РФЯЦ-ВНИИЭФ. Либо приходят те, у кого непорядок со спиной. Это сейчас большая проблема – спинная грыжа. Людям, страдающим от этого, прописывают укрепление мышечного корсета. А у нас зал оказывает такие услуги. И если раньше по моим наблюдениям бОльшая часть приходила похудеть или набрать мышечную массу, то сейчас подавляющее количество укрепляет мышечный корсет. Поскольку болит спина. Огромная проблема со здоровьем у людей в последнее время. Вот сейчас в зале из семи человек пятеро укрепляют спину из-за грыжи.
– У тебя у самого возникали проблемы со здоровьем из-за спорта?
– Возникали. У меня, по глупости, было две серьезных травмы спины и три травмы груди. По глупости – потому что я очень не люблю разминаться. Разминался бы нормально – проблем бы не появлялось. Наверное, просто времени не хватает иногда. Есть ведь еще и работа, семья.
– Так, а работаешь ты где?
– Во ВНИИЭФе.
– Кстати. Вопрос тогда относительно расхожего мнения про то, что все «качки» тупые. У тебя какое образование?
– У меня два высших образования. Сейчас пишу кандидатскую диссертацию. Ну а тупых, наверное, везде хватает. По поводу накачанных людей – это, мне кажется, с запада пришел стереотип. Раз большой – значит, тупой.
– Относительно организации турниров в городе – как реагируют люди на информацию об этом?
– Ну, у нас традиционно у победы много соучастников, а в случае провала виновен только один – организатор. Проведение подобных мероприятий вообще связанно с огромным количеством работы. Мы, когда организовывали в 2006 году «Открытый чемпионат по троеборью», приглашали нижегородцев, команды из Арзамаса, Первомайска. У нас были деньги, было место, у нас были участники. Но оказалось очень сложно все это воедино увязать. Где-то не хватило опыта, где-то столкнулись с недопониманием людей – для чего все это нужно. Запустили, грубо говоря, пробный шар. Поэтому, возможно, не смогли донести до некоторых людей, что это реклама спорта, реклама молодежных организаций. Тем не менее, турнир мы провели. Много было негативных отзывов, и их мы учитывали в последующих соревнованиях. А потом, если честно, все это просто надоело. Я перестал заниматься организацией по причине малого отклика. Как в пустоту отрабатывали. Ну и нелегко одновременно и к своему выступлению готовиться, и бегать по организационным вопросам. Просто, наверное, не хватает специального человека, который бы этим занимался.
– О чем мечтаешь в долгосрочной перспективе?
– Хочу стать заслуженным тренером России. Я, повторюсь, к великому моему сожалению, являюсь посредственным спортсменом. Не считаю себя дико одаренным. Поэтому есть такая идея. Появился сейчас парень перспективный, которого я тренирую. Хочу, чтобы он, с моей помощью, стал как минимум мастером спорта. А может и выше.
– По какой системе тренируешь своих воспитанников?
– Систем-то много. Очень трудно взять что-то такое стандартное и человека направить заниматься. Тренерская работа в том и состоит, чтобы под конкретного спортсмена писать план. Приходится читать, думать, анализировать. Под каждого надо делать индивидуально. С учетом его слабых и сильных сторон.
– В жизни мешало когда-нибудь то, чем занимаешься?
– Одежду трудно выбирать! Тут супруга перед неким мероприятием попросила купить костюм. Я в 58-й размер с большим трудом влез. Это, наверное, основная проблема, а так все нормально.
– Что скажешь тем, кто никак не решится прийти на первое занятие?
– Не надо стесняться. Никто на вас «пялиться» не будет. Тут каждый занят своим делом. Думает – в хорошем смысле – только о себе. И особых проблем с тем, что у кого-то больше или меньше бицепс, не возникает. Просто не хватает времени в зале это разглядывать. Мы же, как инструкторы, стараемся неразговорчивых разговорить. Помочь преодолеть смущение, чтобы люди чувствовали себя комфортно в зале. Вообще надо помнить о том, что тело должно быть достойно своего духа. У нас город все-таки научный. То есть внутренний мир у людей богатый. Хотелось бы, чтобы и тело соответствовало содержанию.
Мартин
Полнейший респект и уважуха автору статьи.
[Всячески скромничает]
Спасибо!
Ходил в «Дом Строителей», Женя очень хороший инструктор
Да где вы видели, чтобы во ВНИИЭФе работали умные люди?
Ходила несколько лет в «Стройку», и у меня остались самые отвратительные воспоминания о хваленом Жене Горностаеве, лицезрела его 2-3 раза в неделю. Ни одного дельного замечания за столько времени по поводу правильности выполнения упражнений, его «драгоценного» внимания удостаивались только те, кто посещал его индивидуальные занятия, на всех остальные он даже не смотрел. Самовлюбленных, ехидный тип. Не дай вам бог заниматься у такого тренера. Если есть желание ходить в «Стройку», то ходите на занятия к Виталику Виноградову – вт, четв, субб.