Заповедные звуки России
Вы можете себе представить Садко-гусляра, играющего по нотам? Абсурд, не правда ли? Говорят, что народная музыка рождается из души и ее нельзя, чтобы не погубить, загонять в какие-либо образовательные рамки.
Гостем фестиваля православно-патриотической песни «Русь святая», который проходил в течение трех дней в Молодежном центре, Доме ученых, был Евгений Бунтов из Екатеринбурга – личность колоритная и притягательная. Богатырскими силой духа и силой волей, конечно. (Человек прошел войну в Афгане.) А еще необычайным по нынешним временам талантом. Бунтов – гусляр, автор-сочинитель музыки и слов, сказитель да к тому же уральский казак. Народный музыкант извлекает из гуслей, казачьей колесной лиры, славянской волынки, просвирелки… звуки, казалось бы, навсегда забытые на Руси. И они у него такие звонкие, такие пронзительные, что находят отклик в любой душе.
Этих людей по стране – единицы. Ну а те, кто друг друга нашли, состоят в Братстве гусляров России.
Наше интервью с Евгением Бунтовым началось с самых простых вопросов: почему выбор пал на древнерусские гусли и как в его руках появился этот старинный инструмент? Имеет ли он что-то общее с тем, что иногда встречаешь теперь: гусли с клавишами, например?
– Первые гусли мне попали в руки от монахов монастыря в Екатеринбурге. Они были разбиты, расстроены. До этого играл, можно сказать, бренчал народные песни на гитаре, балалайке. А гусли – самые настоящие, из той самой старины – времени, когда русские музыканты все были сплошь из народа. Когда их освоил, начал складывать песни на гуслярную музыку. Выступил на нескольких концертах, и люди начали подходить после них и говорить, что мои инструменты душу переворачивают. А сейчас, действительно, каких только «навороченных» гуслей не встретишь, даже с клавишами. Но разве их сравнишь…
– Правда ли, что и волынка отнюдь не шотландский инструмент?
– Я привез с собой волынку, готов показать. Выглядит как мешок из козьей шерсти, в которую вставлены несколько рожков. Ее изобрели в Киевской Руси, на Волыни. А во время войн англичане, скорее всего, служили у русских князей. Так волынка у них и оказалась. И варган (именно так произносили на Руси название музыкального инструмента) распространен теперь от запада до востока. А ведь самый древний появился в Нижнем Новгороде, его кузнецы придумали. Наш народ играл на всем! И от осознания его необычайной талантливости пробуждается национальная гордость.
Я понял, что в исконно русских старинных инструментах заложен определенный код, который помогает людям сохранить, не растерять себя. Главная задача народного творчества – напоминать о том, что было раньше, теребить душу. Ну а как еще пробуждать историческую память?
– У вас есть музыкальное образование?
– Специального образования у меня нет, считаю, что оно может помешать. Мне друзья говорят: «Тебе уж 40 лет, а ты нот до сих пор не знаешь!» Но это другой путь. Правда, меня порой приглашают выступать в консерватории. Значит, и для профессионалов эта музыка что-то значит.
Если не топчут ногами, традиция способна восстанавливаться, возрождаться. Я думаю, что определенная информация нам дается свыше, нужно только уметь все понять.
– Вчера на концерте вы исполнили сказ или сказание о Руси под колесную лиру… Как рождаются такие могучие строчки?
– Все, что исполнял вчера, – авторское. Я не знаю, как точно назвать этот жанр? Когда общаешься с инструментами, душа сама откликается. Для меня они не раритет, забытые всеми инструменты, которые пора выставлять в музее. Они живые, звучащие и очень современные! Как рождаются тексты? Все опирается на ощущение внутренней гармонии – лада. Есть лад в душе – получается. Так я, например, написал оду Уральской земле. Но тексты у меня рождаются с трудом, от долгого сидения за столом. Раньше больше писал, но менее качественно, сейчас наоборот. Причем задачи-то нет стать великим. Просто творческий человек должен работать над своим наследием, что-то же ему нужно оставить потомкам. Я еще в Афганистане так рассуждал: «Ну, вот, например, этого подвел, того подставил, и что о тебе потом сослуживцы вспомнят?» Даже на бытовом уровне нужно быть чище, что ли. Люди все замечают. Непременно скажут: «Песни он писал! А сколько в лесу мусора после его пикника осталось…». В жизни до всего доходишь сам. И не надо в юности читать святых отцов (все равно в ту пору еще ничего не поймешь), дозреешь до истин самостоятельно. А в зрелости все и прочитаешь.
– Вас все слушатели понимают? Насколько востребовано то, что вы делаете?
– Нужна духовная зрелость, чтобы воспринимать мое творчество. Но и среди молодежи тоже случается понимание. На одном из моих концертов молодые рок-музыканты признались: «Ой, это круто, гусли лучше звучат, чем электрогитары».
Для меня важно служение, служение дару. И это дает возможность быть счастливым. А деньги, достаток – не самое главное.
– Известно, что кроме всего прочего вы – актер кино и член Союза писателей России…
– На телевидении работал режиссером, продюсером, был и художником, а теперь вот занимаюсь компьютерным дизайном. Сказки пишу. Можно было бы выложить в Интернете. Мечтаю о собственном сайте. Но пока у меня нет на это денег.
В последнее время я – больше поэт-песенник. И с возрастом все чаще пишу на исторические темы. Когда нет ни на что сил, обращаюсь к своему личному прошлому. Вспоминаю, как служил сержантом-десантником в Афгане (силищи было – подтягивался на одной руке), что пережил, как поступал тогда. Вспоминаю, что в 25-30 лет потянуло меня в творчество. Советский Союз рухнул, а Россия только начала возрождаться. Пришел из Афганистана и начал увлекаться солдатскими песнями, потом привлекли меня казачьи песни. Затем изучил старинные инструменты. Потихоньку все больше погружался в прошлое. А позже уже создал культурный центр «Солдаты России». Родился проект возрождения древнерусской инструментальной традиции. Меня в этом здорово поддержали офицеры запаса, ветераны Чечни и Афганистана.
Обращаться к чему-то самому важному и хорошему в прошлом нужно и нашему государству. Молодежь лишена исторической памяти. Грядет 65-летие Победы, а молодежь вновь не удел. Стороной для нее проходит эта великая дата. Они уже не советский народ, да и не российский какой-то. Они – никто. И с этими «никто» делай что хочешь. Можно, например, внушить, что и вторую Отечественную выиграли не русские, а американцы. Это очень опасно – жить без ориентиров и без памяти. Поэтому исконно русское нужно лелеять. Это своего рода оружие против забвения дела наших дедов и отцов.
Пусть иногда на меня смотрят как на диковинку какую-то. Я выхожу на день города на улицу и играю на своих инструментах. Народ вначале дивится, пытается копеечку в шапку бросить, затем проникается. Постепенно приходит понимание народной музыки. А все вместе, думаю, мы возродим традиции.
– В Саров планируете еще раз приехать? А может быть, даже с новой песней?
– Столько впечатлений от Сарова! Думаю, это во что-то обязательно выль-ется. У меня продюсеров нет. Позовут, приеду в ваши святые места с удовольствием.
Б.Аполлонова,
фото А.Виноградовой