Людмила Романова и ее «Аккомпаниатор»
«Аккомпаниатор» – не драматургическая новинка, он уже имеет сценическую историю. Несколько лет назад автор и режиссер по совместительству Александр Галин ставил его в «Современнике». В нашем драмтеатре работать с этой пьесой взялся приглашенный режиссер Сергей Кутасов.
Раньше он ставил свои спектакли в театре Рубена Симонова, МХАТе, Московской оперетте и театре «Содружество актеров на Таганке».
И в Сарове С.Кутасов стал работать со свойственным ему азартом, дотошно выбирая актеров. Впрочем, кто именно сыграет главную роль писательской вдовы Кораблевой, было решено сразу – Людмила Романова. Точнее даже сказать, именно она должна «держать» на себе спектакль. В том, что Людмила Афанасьевна успешно справляется с этой задачей, мы с фотокорреспондентом убедились на репетиции «Аккомпаниатора». Действо трогательно-печальное, порой смешное. Монологи трагические и шутливые произносятся актерами (В.Соколовым-Беллониным, В.Юриной) словно бы от первого лица, выказывая страстное желание каждого из героев обладать ухаживающим за ними юношей Григорием (дебют А.Шишкина). И еще один «герой» живет в «Аккомпаниаторе» – живой аккомпанемент Ирины Васильевой.
Искусство драматургии Галина – умение улавливать в отдельной истории суть человеческих отношений, мало меняющихся со временем. В центре сюжета – «квартирный вопрос», изрядно испортивший жителей столиц. Одинокие пожилые дюди, владельцы роскошных квартир – в группе риска. Отсюда абсолютная потеря веры в человеческое бескорыстие одних из них и безудержное желание простить все, только бы не оставаться одному, «купить» хоть немного общения в последние дни жизни.
В антракте С.Кутасов дает интервью. И я начинаю:
– Впечатляет, спасибо. В расчете на какого зрителя вы выбрали такую сложную тему?
– Нынешняя мода на привлечение зрителей к театру зрелищем мне лично набила оскомину. В Москве в моде эпатажность: фонтаны бьют на сцене, синие карлики бегают. Много спорта, бессмысленных физических упражнений. И публика этим заражена, даже развращена. Но я знаю точно: нужно возвращаться к психологическому театру. И здесь ставка на одно – на профессионализм актеров. Хотя мог бы в «Аккомпаниатор» что-то накрутить, добавив, например, танцы. Но это ни к чему. Мне близок реалистичный театр Эфроса. В свое время окончил «Щепку», затем курс Гончарова в ГИТИСе и работал в четырех московских театрах. Пять лет назад приехал в город Ногинск, что под Москвой, и обнаружил там массу однокурсников. (Курс Олега Меньшикова.)Поставил как главный режиссер спектакль «Чума на оба ваши дома» по произведению Г.Горина, комедию «Парижские страсти» по Клоду Монье. Некоторые столичные спектакли реально «отдыхают» по сравнению с нестоличными. И вообще для меня понятие провинциальный – непровинциальный театр – абсолютная глупость. Есть хорошие и плохие актеры. Я сам родом из Челябинска. И много лет там проработал, все главные роли переиграл и в Нижнем Новгороде. Таких актеров видел, каких нет в Москве! Поэтому считаю: где бы ни работать, лишь бы честно. А пьеса «Аккомпаниатор» современна. Она абсолютно о нас, о проблемах одиночества, отсутствия внимания к старикам.
– Да и эта тема цепляет очень даже. На мой взгляд, эта проблема обострилась в последнее время. А происходящее на сцене настолько завораживает, показалось, что нельзя прерываться даже на антракт.
– Вы читаете мои мысли. У меня была мысль играть спектакль без антракта, чтобы актеры и зрители не остывали.
О спектакле. Я волнуюсь, как его воспримет саровский зритель, и волнуются актеры. Посмотрите, как они «тратятся»…
– «Аккомпаниатор» – бенефисный спектакль для нашей любимой актрисы, заслуженной артистки РФ Людмилы Афанасьевны Романовой, которая служит в нашем театре 40 (!) лет.
– Людмила Афанасьевна мне сразу понравилась, хотя в первую репетицию предъявила претензию – много режиссерского рисунка и мало внутреннего. И я стал спорить, что в мизансцене заложен алгоритм… Но потом сразу все «занозы» сняли, притерлись. Актриса она замечательная, тонкий и умный человек. А диалог режиссера и актера, обмен энергиями, мировоззрениями только на пользу. И еще – нельзя научить актера органике (в ней это есть!), нельзя научить сценическому темпераменту, возбудимости. Либо дан актерский темперамент, либо нет. И самое важное для актера, и это мастерски умеет делать Людмила Афанасьевна, – существовать в предлагаемых обстоятельствах.
А ее умение держать актерскую паузу! Пять – десять минут сцена молчания, а она… живет в ней. Великолепная актриса, дай Бог ей здоровья.
– Мы, зрители, счастливы, что живем с ней в одно время…
– И театр драмы Сарова должен быть счастлив и горд этим. Нужно, чтобы такой талант был всегда востребован.
Бэлла Аполлонова,
фото Юлии Серовой