Пока храним любовь…
В профессиональный праздник хранителей и создателей культуры, к которым относятся сотрудники музеев и библиотек, деятели театров и концертных организаций, специалисты домов культуры, клубов, коллективы художественной самодеятельности, многие из горожан были удостоены грамот и благодарностей министерства культуры Нижегородской области и департамента культуры Сарова.
А ветераны сцены В.Антошенков, И.Полежаева, Ф. Алпеев награждены юбилейными медалями «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». И для всех них театр драмы показал готовящуюся ко Дню театра премьеру по пьесе У. Шекспира «Двенадцатая ночь, или Что угодно» в постановке заслуженного артиста России В.Арсеньева.
Большинству пристрастных зрителей, собравшихся 25 марта в театре драмы на свой профессиональный праздник, новый спектакль скорее понравился, чем наоборот. Хотя некоторым не хватило «серьеза» высокой драматургии. А другим показалось, что всего было вдоволь: особенно танцев, шуток на сцене. Чего еще желать в праздничный день? Дело в том, что по сюжету двенадцатая ночь приходится на вечер 6 января, которым завершался период рождественских игр, обрядов и представлений. Сам автор вторым своим названием намекнул, что в спектакле можно увидеть всякую всячину – «что угодно». В основе – невероятная на приключения история близнецов.
О спектакле, актерах и театре мы беседуем с режиссером В.Арсеньевым:
– Раньше мною поставлены шекспировские «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта», а теперь решился и на «Двенадцатую ночь». Почему именно эта сказка? Три причины: материал понравился мне, актерам, и главное – тема актуальна. Есть такое чувство – любовь, вокруг которой все крутится. Любовь отца к сыну, брата к сестре, переодетой Виолы к Орсино.
Ну и разве не любопытен момент влюбленности Оливии в дивного пажа (переодетую мальчиком Виолу). Переодевание – один из любимых мотивов Шекспира.
– Сюжет очень привлекателен. Чем-то похож на любимый в народе фильм-долгожитель «Гусарская баллада». Мне повезло – впервые смотрела на игру актеров с четвертого ряда. И мимика, и жесты – все как на ладони. Выразительные серые глаза Ирины Аввакумовой (исполнительницы Виолы-пажа) так искренне наполняются слезами досады, когда ее не любят, и загораются огоньками счастья, когда есть ответное чувство. Очень симпатичная роль! И актриса здесь совершенно иная.
– И это ей на пользу. Она переиграла в театре очень много. Но в этом амплуа впервые. После Джульетты сыграть подростка Виолу – особое искусство. Ей ведь нужно «схватить» мужские повадки.
– Мне показалось, что Алексееву очень идет также роль умного Шута. Откуда взялся этот смешной «упадошный» романс в его исполнении?
– Основа – Шекспир в переводе Маршака. И сюда вклиниваются по две строчки из дворовых песен нашего детства…
В планах (исполнение которых очень зависит от нашей дирекции) еще два-три названия. После «Вассы» я год ждал очереди, чтобы взяться за репетиции «Двенадцатой ночи».
– Виктор Тимофеевич, вы в театре уже очень давно. Хотелось бы в профессиональный праздник что-то пожелать своим коллегам и себе самому?
– Пока сохраняется любовь к своей профессии, театр будет! Это самое-самое главное. Но мы все разные… Вот с режиссером Кутасовым, поставившим «Аккомпаниатора», я бы поспорил. Он тяготеет к русскому психологическому театру, а я придерживаюсь вахтанговской школы. Поэтому не отвергаю зрелищности, праздничности на сцене.
– Так что ж, и фонтаны пусть на сцене бьют?
– Если это нужно для спектакля, пусть бьют… Только бы скуки и нотации не было.
Так это же очень хорошо для нас, зрителей, что режиссеры ставят такие разные спектакли. Театр-то в городе один. Значит, и репертуар у него станет богаче, и будет из чего выбирать…
Б.Аполлонова