Четырехлапый «опер»
Четыре первых места из шести возможных. Иначе как триумфальным не назовешь выступление на региональных сертификационных соревнованиях кинологических расчетов Приволжского регионального центра МЧС России саровчанина Сергея Кузнецова, спасателя-кинолога УГОЧС, и его воспитанницы – служебной бордер-колли Буськи.
Эти соревнования проходили 12-18 июля в Набережных Челнах, Республика Татарстан, на базе местного поисково-спасательного отряда. Участвовало около сорока кинологических расчетов из Саратова, Казани, Ижевска, Москвы, Сарова, Сыктывкара, Уфы, а также из Кировской области и с Урала. Четвероногие спасатели – немецкие и французские овчарки, ротвейлеры, лабрадоры, спаниели, ризеншнауцеры, бордер-, эрдель-терьеры и… американский стаффордшир. Кстати, в защиту амстаффов: вот, говорят, бойцовые собаки – убийцы, драконы. Десятилетняя сука, выступавшая после тяжелой хирургической операции и химиотерапии, отработала поиск «пострадавших» так, что завоевала приз судейских симпатий за данный всей честной компании мастер-класс. В общем, нет злых и глупых собак, есть такие хозяева.
Программа состязаний состояла из четырех этапов: демонстрация навыков послушания и ловкости, поиск пострадавшего в природной среде и в результате техногенной аварии, а также работа в команде. Судьи оценивали результаты как в личном, так и в командном зачете.
Послушание и ловкость – это понятно: «рядом-стоять-лежать», барьер «горка» и длинные качели, переходящие в горизонтальную лестницу, а потом еще – бег по качающемуся мосту и – в тоннель. На брюхе. Затем – по нарастающей.
На следующем этапе пары кинолог-собака разыскивали условно пострадавших в природной среде.
Сергей Кузнецов:
– Искали в лесу – густых хвойных посадках и смешанном, на открытых местах с высокой сухой травой или – радость-то! – крапивой по грудь. Единственный «пострадавший», которого Буська не нашла, лежал в траве, на ровном месте. А мы настроились на какую-то хитрую «закладку»…
Не в пример прошлогодним соревнованиям в Казахстане, на реке Или, условия в Прикамье были привычными, погода благоприятствовала – не жарко, и собаки могли работать не на износ.
По отзыву «личного тренера» Буськи и Сергея – его жены Инны, на техногенном этапе особенно интересны были две «закладки»: одного статиста закопали в песок, дышал он через срезанное горлышко пластиковой бутылки, оттуда же – точечный выход запаха, чтобы собаки учуяли. Вторая «находка» поисковых собак – человек, уложенный в резиновую лодку. Посудина спущена на воду в котловане рухнувшего здания, и все это надежно укрыто бетонными плитами. Практически герметично. Вода лодку сносит туда-сюда, запах выходит только через колодцы… Собаки находили, но не знали, что с этим делать – нужно было определить, в какой конкретно стороне человек, под которой плитой. Но Буська на техногенном этапе нашла всех до единого «пострадавших».
На командный поиск восьми статистов на 12 га давался час. Но чего-чего только не было на этих гектарах! И марш-бросок на три кэмэ по пересеченной местности – с компасом либо с GPS-навигатором, и огороды (частная собственность священна!), и свиноферма, испускавшая в жару специфические ароматы, и четырехметровая стена, с которой нужно было спуститься в связке с родным псом… Ладно, Буська легонькая и Сергею верит, как богу. Вот саратовского ротвейлера Асгарда, к примеру, и спускать не стали – он значительно тяжелей своей вожатой. В итоге саровский кинологический «дуэт» обнаружил пятерых из восьми статистов, и это был лучший результат.
Т.Криницкая, фото из архива семьи Кузнецовых