Про стреляющий ухват
Статистические данные, которые оглашают ежеквартально руководители правоохранительных структур, свидетельствуют: снижение уровня преступности в городе – устойчивая тенденция.
Но в ерническом присловье говорится, что бьют-то обычно не по документу, а по морде. Так что цифры цифрами, а насколько бе-зопасными представляются саровчанам улицы ночного города? Выйдут ли они бестрепетно в темное время в одиночку? На вопросы корреспондента «ГК» ответили восемь горожан.
Опрос показал, что почти все они – с небольшими оговорками – спокойно ходят по городу.
– Да легко и непринужденно пройду в любое время! – выпаливает двадцатишестилетняя Дарья.
Ей вторит Ирина (56 лет):
– Чувство опасности или безопасности – это что-то типа внутренней убежденности. Я пройду в любое время.
Практически то же самое говорят Григорий (26 лет) и Иван (58 лет):
– Если идти с уверенным видом и иметь в кармане средство самообороны, то – да, безопасно. Но если ты боишься и не можешь страха скрыть, то непременно нарвешься на неприятности.
– На ночных улицах чувствовал себя спокойно и безопасно. И жена ни разу не говорила ни о неприятностях, ни о провокациях.
Разнятся у саровчан факторы тревоги. Ирина и Ольга (56 лет) считают, что опасность представляют наркоманы:
– Опасаюсь только наркуш (и откуда их столько в закрытом городе?) – у них, как у бешеных собак, атрофированы присущие нормальной особи инстинкты.
– Если сравнить со временами нашей молодости, то стало хуже. Однако я спокойно хожу в любое время. И еще. Я никогда не сталкивалась с наркоманами – вот это, говорят, опасно.
Еще один фактор беспокойства – компании молодых людей, именуемых гопниками. Агрессивных, алчных хамов и хулиганья.
– В своем районе я чувствую себя в полной безопасности, – признала Ляйля (50 лет). – В незнакомых – ну дрожат порой поджилки. Но если б не было СМИ, я, право, и не знала бы, что существуют стаи отморозков, которых нужно опасаться.
Да-да, все до единого респонденты сошлись во мнении, что если бы не криминальные сводки в СМИ, боязнь за личную безопасность и сохранность имущества была бы не столь острой. Нет таких мыслей только у тридцатилетнего Андрея:
– Да хожу и не думаю. Но если сравнить Саров с тем, каким он был лет десять-двенадцать назад, стало спокойнее. А может, мне просто везет.
Лишь единственная из всех опрошенных – Елизавета – выходит вечером из дому с опаской. Но у нее, сказать по правде, весьма специфические причины:
– Мне приходится опасаться не за свою безопасность, а за окружающих – у меня крупная собака, которая на дух не переносит пьяных и орущих. А эдаких, невразумительных, у нас в районе прилично. Неприятностей прибавляет круглосуточный киоск на перекрестке Куйбышева-Чапаева. Туда полночь-заполночь тянутся за выпивкой и жители общаг, и ханыги всякие, а потом галдят под окнами, жителям спать мешают, нужду справляют публично… К собаке моей пристают!
А нормальным людям безопасно – постоянно в микрорайоне милиция курсирует – и пешие постовые, и машины милицейские на Силкина дежурят. А уж какими обходительными водилы становятся, когда постовых видят, – просто «майский день, именины сердца»! Всех-то до единого пешеходов пропустят! Не толкнут, матерно не облают, на пятки не наедут. Гуляю поздно с собакой – вижу девчонок молоденьких, по одной, по две спокойно расхаживают.
Как видим, единого мнения о степени безопасности города у жителей нет, да не очень-то и задумываются саровчане над этим вопросом. Но они скорее в ней уверены, чем нет. А ответственность за некоторое беспокойство возлагают на СМИ (ой, граждане, не с больной ли головы на здоровую, ведь мы – ваше зеркало!).
Понятно, что к определенной степени защищенности мы приучены особостью нашего города. Но, как говорится, на грех и ухват стреляет, так что безалаберность ни к чему, если хотим жить долго, счастливо и в достатке.
Т.Криницкая
Публикуется по госконтракту с управлением делами правительства Нижегородской области