Одаренные дети и неразвенчанные мифы
Тема одаренных детей сегодня волнует многих ученых, педагогов, психологов. И на педагогической конференции в Сарове она не случайно была ключевой.
Можно сказать, что в последнее время вопросов по этому поводу все больше: кто такие эти самые одаренные, должны ли они учиться в классах с обычными детьми или им пора создавать особые условия?…
В общем, лбами на конференции столкнулись, хоть и не в открытом бою споров, а лишь в чередующихся докладах, очень уважаемые люди. Впрочем, дискуссия все же удалась – на секционном заседании педагогов дополнительного образования в Детской музыкальной школе. Жаль лишь, что она проходила не меж маэстро из Москвы и Нижнего (тогда силы были бы равными).
Пищу для размышлений педагогам дополнительного образования подбросила доцент факультета управления и предпринимательства НИУ ННГУ им. Н.Лобачевского, кандидат педагогических наук Е.Перфильева. Авторитетом своего неординарного мышления давила на аудиторию по полной программе. И ее ораторскому обаянию трудно было не поддаться. Ну как тут поначалу было не согласиться: да, мы не знаем досконально современных детей, да, все наши представления об одаренности попахивают коммунистической идеей равенства, когда поощрялось не индивидуальное, а коллективное. Но…
В ожидании глупости
Внимательные слушатели, особенно те, кто побывал на всех выступлениях, поняли, что единой позиции среди ученых на конференции ожидать бессмысленно. И это совсем неплохо. Очень не хочется, например, беспрекословно поднять на щит революционное высказывание Перфильевой: «Это педагогическая мода или даже педагогическое безумие считать всех детей изначально одаренными. Мы очень долго подтягиваем тех, кто не успевает. Тратим силы, ресурсы и сдерживаем тем самым одаренных… Вот в Америке образование нацелено на ожидание одаренности, а в Европе, ну и в России, значит, тоже, совсем нет – у нас ожидание глупости». Так что же, получается, нужно плюнуть на всех остальных, пока никак себя не проявивших детей, и заниматься единицами самых перспективных? На этот вопрос, по словам Перфильевой, есть ответ: «Нужно для одаренных создавать специальные школы и интернаты, ведь для слабых и отстающих они есть. Стране нужны сильные специалисты». Да кто бы спорил! По словам участника дискуссии музыканта и педагога с опытом Б.Дрозденко, такие специальные школы существовали и в советское время. Значит, нужно лишь вспомнить старое. Только вот сама Перфильева, противореча самой себе, утверждает, что одаренность – величина переменная. Сегодня есть, завтра ее и след простыл. И складывается она из трех составляющих: таланта, характера и необыкновенной работоспособности. Следуя логике, нужно полагать, что чуть захромает одна из составляющих, и весь карточный домик одаренности разрушится в один миг. Так стоит ли тогда обществу уповать на единицы безусловно и круглосуточно одаренных?
Это, конечно же, пока невозможно. А элитные школы существовали раньше и существуют теперь, но их больше в крупных городах. Так что нынешним «ломоносовым» и теперь нелегко пробиться. Выступая на секции учителей, доцент кафедры высшей математики НИУ МФТИ, кандидат физико-математических наук, руководитель сборной команды школьников России по математике Н.Агаханов констатировал, что сегодня российские дети демонстрируют не самые высокие результаты по математике. На международной арене лидируют ученики Китая, где в провинциях лучше развита сеть специализированных школ. Дело еще и в некой успокоенности по причине социального благополучия ребят из российских семей (что скрывать, в элитных московских школах учатся отнюдь не бедные дети). У них нет особого желания трудиться, побеждать, тогда как мальчишкам и девчонкам из неполных, необеспеченных семей это очень даже присуще. Вот таких, одаренных талантом и трудолюбием, государству и нужно поддерживать.
Острая дискуссия
Педагогика не всесильна, но она по-прежнему важна. В дискуссию об одаренных включается зам.директора ДШИ № 2, кандидат педагогических наук А.Яковлева: «Каждый из здесь сидящих мечтает встретить одаренного ребенка. А мы уж создадим для него все условия, поверьте. Но их единицы, вот, например, Е.Лямина – певица с консерваторским образованием, которая преподает в нашей школе. У нее хорошо поют, дай Бог, две девочки! Так давайте поймем, что такое одаренные дети?» Анну Дмитриевну поддержали другие преподаватели: «Как измерить эту самую одаренность? Нам-то, педагогам, что делать в этой ситуации, что от нас требуется?» По-моему, вопрос Перфильеву озадачил, – она сказала, что об этом нужно спрашивать не ее, а администрацию школы. Она торопливо сослалась на имеющиеся тесты интеллекта, которые, впрочем, признала, весьма спорными и сказала, что четких измерений не существует. Педагогика не всесильна. И не нужно ставить нерешаемых задач. А вот психология может помочь. Нужно наблюдать за творческими способностями, которые у музыкантов и художников проявляются совершенно в разное время (у музыкантов – в самом раннем возрасте, у художников – в более зрелом). И работать с родителями. Из зала спросили: «А победы в конкурсах – показатель одаренности?» На что директор Детской художественной школы И.Савков отреагировал репликой: «Нет, конечно. Все художники-гении при жизни не были признаны. Потому что: а судьи-то кто?» Перфильева согласилась с этим, но и после такого обсуждения ясности в дискуссии не прибавилось. Затем она попыталась развенчать миф о наследственности, утверждая, что генетически одаренность от родителей детям практически не передается.
Коэффициент – не показатель
Ведущий научный сотрудник кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ, профессор, доктор биологических наук В.Дубынин высказал свое мнение: у детей одаренных родителей больше шансов для того, чтобы и они стали такими. Ведь не только гены (хотя и они влияют), но среда, подготовленная почва – дело не малое.
Интеллект, безусловно, – важный фактор для развития одаренности. Сейчас хорошим уровнем считается коэффициент IQ – 120 и выше. Но есть масса людей, у которых он больше 140, а они себя по жизни никак не проявили. Должна быть мотивированность – источник энергии, заставляющий мозг работать. А.Шопенрауэр писал: «Гений продуктивен непрерывно, поскольку творчество является его сущностью, а люди обычные работают только из-под палки обстоятельств». Внутреннее горение – важная предпосылка. И педагогам в детях его и нужно выявлять.
А педагоги?
Возникает вопрос: они в состоянии это сделать? Кто такие одаренные спортсмены, музыканты – всем понятно. А вот одаренные педагоги? В. Дубынин корректно ответил: по общему мнению, они должны обладать такими качествами, как демонстративность (желание показать себя), общительность, информативность, эмоциональность, умение сопереживать. И неплохо было бы создать им хорошие условия труда и нормальный психологический климат, который даже важнее высоких зарплат.
Б.Аполлонова,
фото автора
и А.Виноградовой