Горячо было везде
В начале августа, в первые, самые тяжелые дни чрезвычайной ситуации, связанной с пожарами, полковника запаса Владимира Болтова, директора муниципального учреждения «Управление по делам ГОиЧС», назначили начальником пятого участка пожаротушения (район 22-й площадки и десятой заставы). Когда обострилась ситуация, – начальником третьего участка (от КПП-1 до 4-й, 5-й застав и дорога на поселок Стеклянный).
Его подчиненные – сотрудники управления и аварийно-спасательного отряда (АСО) – работали там же. А еще выполняли, по словам В.Болтова, множество дополнительных задач.
– Кто еще вам подчинялся?
– Силы и средства, укомплектованные за счет муниципальных и коммерческих предприятий и организаций. В первые дни сотрудники тех и других предприятий чередовались, ежедневно число работающих доходило до 290 человек. На третьем участке – еще и работники Ядерного центра. Могу сказать, что все работали одинаково, все скоро поняли, что указания нужно выполнять. Точно, быстро и в срок.
Чего стоило господину полковнику добиться этого «точно, быстро, в срок», сам он никогда не скажет. Но осипшего, в саже, пепле и в запыленной обуви Болтова прежде ни разу не видывали. Потому что это абсолютно нехарактерно для немногословного, всегда «с иголочки» офицера.
– Вопрос-то стоял: не дать огню пройти вглубь лесов ЗАТО, к промплощадкам, и, не дай бог, не позволить перекинуться в леса селитебной зоны. Не будем умалять и проблем остальных участков – «горячо» было везде. И хорошо, что огонь не дошел до четвертой-пятой застав – спасибо людям, которые работали и не допустили туда пожар.
Что же до управления по делам ГО и ЧС, то сотрудники его работали еще и в оперативном штабе МЧС РФ, проводили сбор информации, разведку очагов возгорания, участвовали в прокладке минерализованных полос вне зон нашей ответственности.
– С кем пошли бы в своем танке в разведку?
– Своих ребят в экипаж я всех бы взял. А те, кто с поставленными задачами… – полковник немного сбился с ритма, выбирая максимально корректную (и, должно быть, нейтральную) формулировку, – не справился, уже в Управлении по делам ГО и ЧС не работают.
И очень мне понравились действия спасателей из АСО. Совсем молодые ребята – они ходили в разведку, представляли данные, где находится огонь, то есть в большей степени топали ножками по лесам. Информация, которую они добывали, всегда была своевременной и абсолютно достоверной. В общем, как маршал Жуков говорил, командир обязан ползать на животе по переднему краю и обрастать ситуацией. Так и делали.
– Какие планы из тех, что вы разработали, пригодились?
– Знаете, еще лет восемь тому назад с сотрудниками Спецуправления № 4 рассматривали возможный вариант перехода огня из Мордовского государственного заповедника на нашу территорию. Тогда же подготовили картографические наброски с возможностью создания препятствий распространению огня на территории лесного массива промзоны ЗАТО.
Эти материалы пригодились штабу МЧС России. Ими пользовались и все силовые структуры в течение периода ЧС.
…А напрямую ситуацией мы начали заниматься с 26 июля. Выезжали в составе оперативных групп, уточняли обстановку, собирали информацию, планировали мероприятия. В те дни ЗАТО это непосредственно еще не касалось. Пожар еще границы не пересек.
Владимир Болтов все отделывался сухими формулировками, говоря о действиях своих подчиненных в условиях чрезвычайной ситуации. Да что там, список представленных к награждению работников УГОЧС куда красноречивее.