Теплая соломка Снежаны Калинкиной

Входишь в двери музея – и ахаешь. Возможна ли такая красота?! И из чего? Из соломки. Максимум, что мы можем представить себе соломенное, – это шляпку. Ну, корзинку.

Ну, блюдо. Но такого разнообразия форм, которые прихотливо приняла обычная соломка под руками Снежаны Калинкиной
и ее воспитанников, мне раньше видеть не приходилось!

Русская радость

Итак, выставка «Золотое чудо» педагога ДШИ № 2 открылась в городском музее 1 сентября, где под народные напевы ансамбля «Горница» посетители сразу окунулись в сказку, причем в сказку крестьян, тех самых хозяев земли, что обрабатывали ее своими руками и относились к ней, как к живому существу.
Живые существа – круторогие бараны, упертые тельцы, кони с заплетенными гривами, кажется, сейчас спрыгнут со стеллажей и будут бить копытом землю.
Соломка здесь живая и гибкая, и в нее очень аккуратно и к месту вкраплены ящерки из бисера, засушенные цветы, ленточки. И персонажи очень не просты, надо иметь немалое представление о славянском эпосе, чтобы в полной мере оценить красоту и притягательность Полканов, Киринов, Мокоши, Травницы…

На все руки

Родилась Снежана Вячеславовна на Орловской земле, в поселке Стрелецком. Видно, в том краю, где много золотистых колосистых полей, и появилась ее любовь к соломке.
Потом уже взрослая Снежана, в детстве любившая глиняные игрушки и соломенных кукол, и мастерски научившись их изготовлять в местной школе искусств, закончила художественно-графический факультет Орловского государственного педагогического университета. Потом преподавала в местном Доме творчества.
С 1999 года Снежана живет в Сарове, работая в ДШИ № 2 на отделении художественной керамики. Она постоянный участник выставок «Художники Сарова», «Тайны древоделия» (Нижний Новгород). На этой выставке, кстати, была награждена дипломами I степени в номинации «плетение» и дипломами за II место в отделениях «Игрушка» и «Флористика». А вообще педагог и ее воспитанники – обладатели многих фестивальных и конкурсных наград.
Коллеги говорят, что Снежана виртуозно владеет различными видами декоративно-прикладного искусства: керамикой, соломкой, батиком, авторской куклой. В области керамики она мастерски работает в мелкой пластике, рельефе, декоративном панно, художественной росписи.
Но особая любовь художницы – золотая соломка.

Хрупкий материал

– Мифические персонажи – это последствия моей работы с керамикой. Ведь керамику находят и в раскопках, и она зачастую сюжетна и мифологична. А соломка быстрее разрушается, и потому самые древние изделия из нее давно превратились в труху. Но люди умели работать с ней – поняли, что трава переплетается, и стали плести кукол. Даже Масленица у славян была соломенная!

– У вас, Снежана, наверное, есть свои секреты, как сделать картины более долговечными.
– Я покрываю изделия лаком фирмы «Аква», он не дает блеска.

– По какому же принципу вы выбираете сюжеты для ваших работ?
– Работаем сообща. На начальном этапе я, конечно, руковожу, предлагаю им сделать что-то простенькое – цветы, животных. Потом ребята потихоньку начинают делать более сюжетные вещи – приносят картинки из книжек, уже пытаются делать животных в динамике, в своей среде…
Я рассматриваю «семью леопардов» – работу, привлекшую наибольшее внимание маленьких посетителей выставки, и понимаю, как это трудоемко – вырезать из соломки «натуральную» пятнистую шкуру леопарда и «леопардика»…

– Девочки или мальчики больше интересуются вашим ремеслом?
– Приходят все. Но по-разному относятся к нашему занятию. Девочки, конечно, более трудолюбивы. Точнее сказать, они более ювелирно работают с мелкими деталями. Мальчишкам уже сейчас нужны масштабы, нужно, чтобы быстро и много. Они обычно делают лошадей, коней, какие-то большие картины-полотна. Девочки зачастую сидят за бусами, подвесками. А мальчикам нужен большой результат – если делать, то не подвеску, а, скажем, инкрустировать мамину шкатулку!

– Ну прямо Данилы-мастера! А где-нибудь в области есть музей соломки, куда бы вы смогли повезти детей на экскурсию?
– К сожалению, в Нижегородчине нет таких мест. У нас это не традиционно. Здесь много лесов, поэтому в нашей крови – резьба по дереву, хохлома, деревянная игрушка. С соломкой работают литовцы и могилевцы. В Могилеве, кстати, и есть этот большой музей с настоящей славянской соломкой! Но поехать туда – слишком далекая мечта.

– Заготавливаете соломку тоже все вместе?
– Нет, только я! Ну, может быть, некоторые родители находят редкие сорта соломки… А вообще-то я занимаюсь этим целенаправленно, когда летом езжу к себе на родину, в Орловскую область. Дело это непростое – во-первых, не каждый год бывает «урожай» на соломку. Дождливое лето – соломка черная, засушливое лето – она сухая, рассыпается в руках.

– Вы даете вашим воспитанникам в руки не только хобби, но и возможность профессии?
– У меня есть несколько учеников, закончивших худграф, – Анна Бузоверя, Будко Роман… Маша Анохина работает в знаменитом московском музее Грабаря, где хранятся редчайшие книги, иконы. Сейчас у меня занимается много способных ребятишек, но фамилии пока называть рано – пусть подрастут.

И.Егорова

Добавить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree