Посадил Иван дерево
День работников леса
«Какой зеленый город!» – восхищаются приезжие, попадая к нам. В Сарове, спрятавшемся в чащобе, мимо профессионального праздника работников леса пройти нельзя. Отмечали его 19 сентября.
Увидев корреспондента, лесники брызнули в стороны, найдя множество неотложных дел. «Ну не любят они говорить о себе. Стесняются», – объясняет главный лесничий «Лесопаркового хозяйства» Иван Ромашкин. Ну, раз стесняются, рассказывать за них придется начальству.
И.Ромашкин:
– Раньше наше муниципальное учреждение называлась «Горлесхоз». Тогда мы следили за площадью в 20 тысяч гектар. В 2009-м саровские леса разделили по границам генплана на промышленные и городские. Теперь мы – уже «Лесопарк» – ухаживаем за территорией чуть более шести тысяч гектар.
«Чуть более»… Это же 100 тысяч стандартных огородов! И трудятся-то всего 11 лесников.
Стеклянная роса
– Что на работе делает логопед, программист или бухгалтер, люди примерно понимают. А лесник чем занимается?
– Наша задача – охрана, защита и воспроизводство лесов. Охрана – от самовольной вырубки, от браконьеров и нарушителей лесного порядка. Защита – от вредителей и болезней. Ну а с воспроизводством, думаю, ясно: высаживаем молодые деревья.
Работы немало. Это лишь кажется, что лес после нашествия отдыхающих восстановится сам. Вдоволь надышавшись свежим воздухом, забавы ради нарвав цветов (их выбросят через час – вянут быстро) и наломав веток, горожане уходят, а после них остаются завалы мусора. Целлофановые пакеты, различные упаковки и другие следы «цивилизованных» людей приходится регулярно убирать. Иван Михайлович говорит, что справляться все сложнее. Видимо, придется нанимать специальные бригады, потому что зоны отдыха в Сарове подчас похожи на свалку. И не капельки росы блестят в траве, а осколки бутылок.
Звериная столовая
– Вы охраняете лес от браконьеров… А им есть на кого охотиться в Сарове?
– Конечно! На территории ЗАТО водится огромное число самых разных животных. Есть зайцы, лисы, барсуки, рысь, бегают волки, строят запруды бобры. Браконьеры в основном охотятся на лосей. Их, конечно, не так много – раньше и по городу ходили, забредали во дворы домов. Но около 15-20 сохатых по саровским лесам ходят. Это оптимальная их численность для нашей территории. Прорывают «колючку» и приходят из заповедника медведи, кабаны. Немало у нас и птиц: рябчики, глухари. На Протяжном и утки есть, и цапли. Я говорил с лесниками Мордовского заповедника. Там, где когда-то жили зубры, развелось много браконьеров, а вот подкормки для животных стали делать мало. Так что разнообразие и растений, и животных у нас даже богаче.
В принципе, объяснил Иван Михайлович, зайцы и без подкормки живут неплохо. Но все же их и лосей лесники балуют. Сваливают старую осину, что свое отжила, вырубают в ней углубление. «Тарелка» готова, осталось положить угощение – соль. Сохатый рад солененькому, а заяц еще и кору осины обглодает «на десерт». Есть и для человека полезное.
И.Ромашкин:
– У нас растут лекарственные растения, можно собирать грибы, ягоды. Ягод – великое множество: земляника, черника, малина, клюква, голубика, ежевика… Все перечислить – полдня уйдет.
Удивляюсь, что это все есть прямо под боком, в саровском лесу, а Иван Михайлович продолжает:
– Часто горожане приходят к нам за древесиной. Около полувека назад, когда освобождалось место под здания и площадки ВНИИЭФа и делались просеки, деревья распиливались и продавались. Больше 10 тысяч кубических метров древесины в год заготавливали. «Заря», «Золотой корень», «Надежда» почти целиком построены из саровского леса. Сейчас мы вырубаем сухостой, убираем валежник и ветровал, которые опасны для леса, зато пойдут на жерди для огорода, на дрова. И до сих пор люди идут за корьем, за мхом – утеплять дома, бани.
– А в чем опасность того же ветровала?
– Под корой старых, ослабших, поваленных ветром деревьев заводятся вредители. Там размножаются, а потом и здоровые деревья атакуют. Из-за одного вовремя не убранного дерева может погибнуть окрестная растительность. Потому так важно очистить лес, сгоревший в промзоне этим летом.
И.Ромашкин работает 35 лет и за свою жизнь озеленил 300 гектар, на каждом по пять тысяч сеянцев. Доберись огонь до города, и все, что за свою жизнь взрастил старший лесничий, могло сгореть буквально за час. А вырастить лес – труд нелегкий.
– Это человеку положено дожить до ста лет, а у каждой породы деревьев свой предельный возраст. Береза живет до 85 лет, осина – и того меньше, сосна – до 250 лет, дуб и три века растет. Старые деревья надо вырубать, а взамен сажать новые.
Сажают не семена или желуди и даже не однолетнюю поросль – мала, вряд ли вырастет. Для обновления леса выбирают трехлетние деревца. В таком возрасте они больше на прутики похожи. Во вспаханную лесным плугом землю с помощью лопаты «Меч Колесова» вручную сажают эти сеянцы. На каждый гектар – больше шести тысяч. С солидным запасом. Хоть за сеянцами ухаживают – очищают от затеняющей листвы, пропалывают глушащую траву – выживают не все. Посадки пропалывают, как заботливая хозяйка избавляет от сорняков огород. Поднимутся деревца, станут выше травы – начинают рядом деревья старые вырубать. Молодой поросли нужен солнечный свет. После прореживают и сами саженцы, чтобы остающимся деревьям было достаточно места для питания.
Кажется, быстро? Пять лет «прополки», 10 – «осветления», 20 лет «прореживания». Пока дерево войдет в силу, сменится не одно поколение лесников. Потому те, кто лес не любит, долго на этой работе не задерживаются.
И.Ромашкин:
– У нас работают только те, кто живет лесом, кто не мыслит себя без природы. Зарплаты небольшие, отдача нескорая. Лес растет сто лет, так что мы работаем на перспективу. Плодами того, что посадил и вырастил я, воспользуются лишь наши дети, а то и внуки.
Лес – не просто растущие деревья. Это и валежник, и палая листва, птицы с животными, черви в подстилке и муравьи. Чтобы окружающее Саров зеленое великолепие жило, чтобы делала запасы в дупле белка, растил семейство скворец, а под корнем устроила нору лиса, каждый день отправляются на работу наши лесники.
Т.Володина, фото автора