Начни с белого листа
Талантливый, деловитый, знающий и работоспособный В. Суворов, видя, что его сын мал и хил, решает: военная служба для него не годится. Но своими застольными рассказами он настолько воодушевил сына любовью к военному делу, что тот прочитывает все книги о войне из большой библиотеки отца.
Узнав об этом, «арап» Ганнибал уговаривает отца дать возможность сыну стать военным. Этот маленький факт из истории появления в России полководческого гения подтверждает: одаренному человеку нужна среда для того, чтобы его дар проявился и не пропал с годами.
О важности создания условий для одаренных сегодня много говорится в специальных педагогических изданиях. В.Дубынин делает акцент на том, что в школах особого, избранного отношения к ребенку все же быть не должно.
– Значит, не правы люди, предлагающие среднему образованию новомодные педагогические идеи: «не тратьте время на неразвитых, займитесь одаренными»?
– Каждый ребенок достоин, чтобы с ним занимались педагоги. И если у него пока не «выпирает» какое-то свойство, нет явного таланта, то, что ж, его и не развивать? Мне не нравятся термины «неразвитый», «обычный». Давайте будем говорить «одаренный» и «гармоничный». Так что же означает «неодаренный» – «неодаренная»? А может быть, пройдут годы и обыкновенная девочка станет одаренной матерью. И это проявится только в 25 лет. И ей надо помогать именно тогда.
Простейший вариант открытий в самом себе, который проповедуют психологи, – начни все с белого листа. Конечно, сегодня существуют противоречия среди педагогов и психологов. Педагогам некогда углубляться в психологию. Какое там выявление одаренности, когда 30 человек в классе, журналы, поурочные планы и т.д.?
Но идея индивидуальной работы с одаренными детьми нравится многим. Она хороша! И когда-нибудь так и будет. Но школьные дисциплины – это же не вся наша жизнь.
А талантливых педагогов мы вообще не выявляем. Поэтому одаренные математики поступают на математический, биологи – на биологический факультеты университетов, а в педагогический вуз идут все остальные. И тут оказывается, что и среди них встречаются люди эмоциональные, яркие и сочувствующие. В Москве я контактирую с Центром «Наш дом», где работают с детьми со сложной структурой дефекта. Это, например, ребенок – аутист, а еще – глухой; шизофреник, а еще и слепой. Но и у них тоже есть свои способности к вычислениям или творческим занятиям. Даже на этом уровне можно найти одаренного. Считаю – каждый ребенок по-своему талантлив.
Поэтому не так важно для общества, сколько тонн чугуна мы выплавили, а сколько людей сделали счастливее.
– А правда ли, что генетики считают, что смешение крови родителей разных национальностей дает больше шансов для появления гения?
– Есть такая версия. Но это можно выявить лишь на большой статистике. А Пушкин, Лермонтов… Это так называемые в генетике гетерозиготы, которые дают такие потрясающие результаты. Помните, у Булгакова Воланд смотрит на Маргариту и говорит: «Боже мой, как тасуется колода!» То есть сотня лет проходит, и гены разных людей, наконец, соединяются в удачные комбинации.
Но даже великолепный генетический паспорт – не гарантия.
Только вероятность… Это как игра в кости. Может быть, может и нет. Но даже в самой дремучей ситуации происходит неожиданное: в джунглях Амазонки, в чукотских чумах появляются наделенные даром дети.
Технически лишь к десяти годам можно выявить достаточно полно спектр способностей подростка. Но к этому времени может быть уже упущена стадия формирования увлеченности, стадия формирования ценностных критериев, становления совести, человечности, без которых таланты, даже выдающиеся, могут стать эксплуататорами и душителями чужих дарований, в особенности более крупных.
Вот такая безрадостная картина. Утешает одно – это тоже лишь вероятность…
Для справки
Дубынин Вячеслав Альбертович – профессор, доктор биологических наук работает ведущим научным сотрудником кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Общий стаж работы – 23 года, в том числе педагогический в системе высшего образования – 14 лет. И сегодня он наш собеседник.