Медведь, вулканы и невстреченный премьер
В прошлом году – Кодар и урановые рудники в неблизкой Сибири, нынче – Камчатка. Край земли. И это вовсе не фигура речи!
В поход четвертой категории сложности в конце июля отправилась группа из одиннадцати человек, пятеро из которых – саровчане: Валентина Кузнецова, Олег Акимкин, Татьяна Шемякина, Александр Алексеев и Александр Баринов – руководителем. «Понятно, что поход – даже не поход, а экспедиция – будет долгим. Понятно, что на тот край России не очень-то доберешься, а раз уж добрались, нужно посмотреть как можно больше», – рассудил А.Баринов.
На заказанном автобусе от аэропорта в городе Елизово уехали на 600 километров – на север полуострова, в поселок Усть-Камчатский. Там на барже, которую выделил глава поселковой администрации, перебрались через устье реки Камчатки, где она впадает в Тихий океан. Обосновались на полуострове Слива, первую ночь ночевали в палатках, на берегу океана. Волны, прибой…
– Самое интересное, что в первый же вечер вся экзотика Камчатки была к нашим услугам. Пошли на речку за водой, а в ней – красная рыба. На удочки не клюет, сколько ни пытались (так и выбросили их на половине экспедиции, чтобы не мешали), стали ловить сеткой. А засобирались в лагерь – тут к нам вышел медведь. В полный рост поднялся, смотрит. Мы, четыре здоровенных мужика, впали в ступор. Но улов свой не отдали. Он походил вокруг нас, добродушный – сытый, наверное. Каждые метров десять вставал на дыбки и рявкал. Но ничего больше не предпринимал. Дождались, пока мишка подальше отойдет, и «шепотом» побежали к лагерю. Дежурные тут же рыбу выпотрошили, в пяти-шести хвостах оказалась икра, мы и ее посолили, съели.
На следующий день начался собственно маршрут. Четыре дня шли вдоль побережья Тихого океана, в основном по береговой линии, до реки Быстрой – это около 60 км. Все время сверялись с графиком приливов и отливов, который получили в Усть-Камчатском пароходстве. Во время отлива от скал там метров на тридцать – песок. Ну, чайки – это понятно, нерпы плавают, киты где-то вдалеке фонтанчики пускают. Сами купались в Тихом океане при любой возможности.
Но в двух местах, у мыса Чаечный и мыса Кекур – хоть и дождались отлива, пришлось идти по пояс в воде. Еще дважды береговой линией так и не смогли пробраться – вообще глубоко, по плечи. К тому же все туристы разного роста, да еще и рюкзаки с продуктами на первую половину маршрута. Не сказать, чтобы непреподъемные – у мужчин по 30-35 килограммов, у женщин 20-25, но все же… Пошли верхом – высоко по скалам и труднопроходимому стланику. Если бы берегом, то полчаса, а по скалам – полдня. Сил эти два крюка отняли немало.
От речки Быстрой хорошо, по словам А.Баринова, поднялись к горе с премиленьким названием Шиш, а вот спускаясь, попали в речку Тополевую. Она каньонного типа – хоть и неширокая, метров по десять, но вокруг отвесные стены. И два километра до ее впадения в речку Большая Хапица пробирались ровно три дня. Да еще началась непогода… Практически два дня шли без воды – тентом дождевую собирали.
На четырнадцатый день похода добрались до речки Большая Хапица. Встретились с тургруппой из Тулы, пару дней отдохнули. И… расслабились: к вулканам Ключевской группы не пошли. Кто ноги сбил, у кого-то обувь в хлам порвалась.
Но вулканы посмотрели, пусть и издали. Сделали радиальный выход на склоны Ключевской Сопки. Все равно на вершину Ключевской Сопки подняться спасатели не позволили – по метеоусловиям. «У вулканов нет определенного режима выброса камней: вдруг вылетают вулканические «бомбы» размерами от чемодана до трамвая. Летят непредсказуемо, и непонятно, где тебя достанут. За год до нас так вот нелепо погиб чешский альпинист, который дважды на Эверест поднимался, а тут под камень необъяснимо попал», – вспомнил А.Баринов.
Дальше саровские «камчадалы» путешествовали практически цивилизованно. В Петропавловске-Камчатском обошли все музеи – краеведческий, военно-исторический, осмотрели город и пляж, побывали с экскурсией в Авачинской морской бухте. И направились к вулкану Мутновский на знаменитую геотермальную ГЭС. Лагерь разбили метрах в ста от этого «стратегического» объекта. На саму-то территорию, разумеется, туристов никто не пускает, но их сотнями автобусов ежедневно в сезон привозят, плюс «дикари», – в «домашнюю долину гейзеров» рядом с городком персонала ГЭС. Особенно много туристов иностранных: Европа, Америка, Азия.
– В те дни, когда мы были на Камчатке, туда планировался визит премьер-министра Владимира Путина. Но все откладывался, откладывался. Так и разминулись. А в 1987 году, будучи на Камчатке в первый раз, встречался с Ельциным.
Удовольствие от экспедиции все получили огромное. Кроме меня, там никто прежде не был, всем все было интересно: местность, растительность, зверье. Один медведь чего стоил, «да еще перепела с перепелками»… Плюс прибавка туристического опыта. Прошли более 160 км за две с половиной недели. И каких! Как обычно, все сильно похудели, к финишу у всех штаны спадали – приходилось веревочками подвязывать.
Кстати, планы на следующее лето Александр Баринов уже выстроил. Ау, кто хочет сбросить вес в экстремальных условиях?
Т.Криницкая