А вдруг отстреливаться?

Поездки за океан давно перестали быть диковинкой. Однако нам представилось интересным показать «силовой» Лос-Аламос.

Недавно начальник УВД полковник милиции Александр Леонтьев, начальник Спецуправления ФПС № 4 МЧС России полковник Владимир Розанов и начальник ОГИБДД УВД полковник милиции Василий Шмыров побывали в Лос-Аламосе (Нью-Мексико, США) с целью обмена опытом, проведения встреч и дискуссий между представителями полиции и пожарной части городов-побратимов. В состав делегации входил также генерал-майор МЧС Борис Борзов (Москва), в чьем ведении пожаротушение во всех ЗАТО и на всех спецобъектах страны, и переводчик Татьяна Герасимова. Она позднее и рассказала, что, по-видимому, у силовиков всех стран и народов есть свои специфические ситуации, заморочки и шуточки, которые не нуждаются в переводе.

Авария по плану

Главный пожарный Сарова Владимир Розанов обсуждал с американскими коллегами их пожар 2000 года, когда выгорела чуть не половина Лос-Аламоса, говорили и об августовских событиях в Сарове.
– В Сарове локализация была иной: горело на промплощадках, в город огонь не вошел. Американские коллеги внимательно выслушали все, что мы имели право сказать.
Именно среди «огненного братства» и разгорелась жаркая дискуссия о пожаротушении «объектов». Да такая, что переводчик не чаяла успокоить высоких профессионалов.
– Есть у них при лаборатории подразделение, аналогичное нашему аварийно-техническому центру ВНИИЭФ. Рассказывают спецы о работе здорово, варианты сценариев у них-де отработаны, по каждому объекту расписано, какая может произойти авария. Показывают действия на макете… Офицер докладывает, мол, могу туда проехать, могу сюда, все контролируем. Спрашиваю, в машине спецодежда, защитные средства есть? – Нету, зачем? – А как вы туда приедете? – Просто приеду. – Приезжаете на аварию, а там …облако. – Этого не может быть! У нас все «схвачено», мы все спрогнозировали, просчитали.
Вот как можно прогнозировать один вариант аварии?
После того как Лос-Аламос пострадал, приняты меры, и одна из них – очистка леса. Теперь ни валежинки, ни веточки на земле нет, проредили, прорубили просеки.
– А техника, Владимир Витальевич?
– По сравнению с нашей – ну, хромированная, никелированная, ну, сверкает-светится… А по функциональности – насос он что в России насос, что за океаном. Вода – она везде вода. Что у них на 30 метров лафетный ствол воду подает, что у нас. Разница-то? Может, их стволы с большим количеством функций, а реально – воду подают. Вот компьютерное обеспечение в пожарных машинах – это да! Не просто ноутбук, а компьютер во взрыво-пожаробезопасном корпусе. Стоит $100 тысяч – на безопасность денег не жалеют. Мы планы водоисточников, объекта, с которого поступил вызов, на бумажных носителях, в папочке тащим. На маршруте успеть бы посмотреть. А американцы вводят адрес возгорания – получают оптимальный маршрут до точки, расположение ближайших водоисточников, план объекта и его описание: материалы, из которых построен, этажность, количество людей.
– Что еще не так, как в России?
– Иная подчиненность. В Санта-Фе разговаривали с пожарным маршалом (начальник пожарной охраны штата), спросили, может ли он проверить лос-аламосскую часть и наказать руководителя пожарной службы. Нет, говорит, могу лишь приехать и посмотреть, что там происходит. Если мне покажут. В крайнем случае, если что-то не понравится, могу подать мэру предложения по усилению службы. А вот оценивать происходящее может только мэр.
Высок конкурс при приеме на работу: в учебном центре познакомились с пятью рекрутами – они остались после двух месяцев обучения из шестнадцати отобранных. Пожарным может стать любой человек, который подходит по здоровью и пройдет полугодовой курс обучения. Чтобы расти дальше – дорога в академию штата, учись уже месяца три, затем – следующая ступень. И так далее.

Закон превыше всего

Начальник УВД Александр Леонтьев отметил небольшое количество обязанностей американских полицейских. Вместе с тем высокую степень ответственности. Во всем.
– На американских полицейских возложены обязанности выявлять преступления, связанные с наркотиками, преступления имущественного блока (кражи, грабежи, разбои), бытовую преступность, преступность несовершеннолетних, выявление нарушений правил дорожного движения, а также терроризм и экстремизм. Шесть основных направлений. Все! Свод законов штата Нью-Мексико действует только в нем. Мы же исполняем федеральное, областное, ведомственное законодательство и местные нормы.
Полиция Лос-Аламоса, как и пожарные, подчиняется только мэру. Федеральный центр не оказывает на нее влияния. И, надо понимать, что, служа в полиции, гражданин зарабатывает себе пенсию. В интересах любого полицейского – выслужить срок и уйти с полным социальным и пенсионным обеспечением. Которое, по моему мнению, значительно лучше, чем у других слоев населения. Если же полицейский где-то как-то оступился и уволен – очень много потеряет.
Свято соблюдается техника безопасности. Даже в тир нас не пустили, пока не экипировали полностью: бронежилет, очки (а вдруг рикошет?), наушники. Я было попробовал войти без «броника» – куда там! Разрешили пострелять из пистолетов, ружей, винтовок. Чтоб из их оружия промазать – надо очень постараться. Оно сделано для человека и против человека.
И вообще техническое оснащение очень серьезное. В патрульном автомобиле – компьютер (в нем, кроме прочего, еще и банки данных), криминалистический набор (фотоаппарат, видеокамера, расходные материалы для сбора и упаковки вещественных доказательств). Кроме того, радар, скоростемер. Снимки сделал – тут же распечатывает, пишет рапорт руководителю (не от руки!), сдает собранные материалы.
Служат в полиции и взрослые, и молодежь. Женщины. Помните, приезжала к нам дама-полицейский, детектив Шэрон Миллз? Она уже на пенсии, теперь службу продолжает ее дочь. Со слов шерифа, работает, как и мать, хорошо.
Чем мы отличаемся от американцев, так это отношением к закону. Там если нельзя, значит – нельзя.
А еще не без усмешки начальник УВД говорил о просто санаторных условиях пребывания заключенных в изоляторе.

Еще ракурс

Василий Шмыров особенно трепетно относится к проблемам скорости.
– В самом городе не лихачат. Скорость вне пределов города значительно выше – позволяет качество дорог. Но и там, если стоит знак «75 миль/час», то полицейская машина идет с этой скоростью, рядом – грузовик, другой транспорт… Нарушила только одна машина, и сопровождающий заметил, мол, «нехороший водитель, мексиканец». («Понаехали тут», видимо, общая проблема. – Т.К.) В Нью-Мексико, единственном штате Америки, не запрещено управлять мотоциклами без шлемов. Но если байкеры превышают скорость и гибнут… Считается, что это их выбор.
У каждого полисмена свой служебный автомобиль. Они делаются на базе нескольких отечественных (принципиально!) марок – «фордов», «шевроле» и «доджей» – под заказ для полиции. Вместо напарника в машине – оснащение. Сзади – автомат, сбоку – помповое ружье, на боках у копа пара пистолетов. Патронов – не ограничено! Начальник УВД спрашивает, зачем вам столько? Ответ поразил простотой: «А вдруг отстреливаться? Если кто-то нападет?» Но неправомерного применения оружия у них нет.
И, как один, полковники отметили, что на часть вопросов американцы избегали отвечать: незаконная миграция (политкорректные такие!) и уровень преступности. Однако, по словам А.Леонтьева, он недалек от нашего по количеству и качеству преступлений на душу населения: «Ситуация тоже непростая. Они считают Лос-Аламос относительно спокойным городом по сравнению с другими населенными пунктами штата. Как и Саров намного спокойней Нижегородской области».

Т.Криницкая,
фото из архива Т.Герасимовой

Добавить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree