Дама с собачками
Делом всей жизни нельзя заниматься на полставки. Как и увлекаться чем-либо немножко и местами. Обозреватель «Городского курьера» и собачница-«чайник» (по собственному определению) Татьяна Криницкая переносит любовь и на статуэтки друзей человека.
С полок книжного шкафа на стол одна за другой перемещаются больше полусотни фигурок. Крупных и совсем крохотных, условно-схематичных и повторяющих признаки конкретной породы до мельчайших деталей. Собаки из фарфора, фаянса, необож-женной глины, ткани, дерева и даже поделочных камней.
Семейная реликвия
Начало коллекции было положено много лет назад в Костроме. Оттуда в Красноярск бабушка Татьяны Григорьевны привезла статуэтку дога. Передала подарок для мамы Т.Криницкой от другой своей дочери. Пса назвали Арлекином. Его статуэточная жизнь превратилась в череду переездов – с квартиры на квартиру в Красноярске, потом возвращение в Кострому. После он отправился в Саров – бабушка настояла, чтобы внучка Таня взяла Арлекина с собой.
Т.Криницкая:
– Всю жизнь с ним таскаются как с пасхальным яичком. Однажды какой-то стервец из домашних отбил Арлекину лапу. Ее, конечно, приклеили назад. Виновника не нашли – кто ж сознается? Вероятность угадать была 25%, так что содеянное осталось без последствий. А потом в доме стали появляться другие изображения собак.
Авеля много не бывает
– Как пополнялась коллекция?
Т.Криницкая:
– По-разному. Дарили дети, друзья… Компенсирует таким образом моральный вред муж. Разругались мы раз ну очень сильно. Делать что-то надо, вот и купил он французского бульдога. Помирились.
В начале 90-х средний сын, Мишка, – ему исполнилось тогда 12 лет – пошел с отцом петь в церковный хор. В те годы зарплату и мужу в институте, и мне в детском саду задерживали месяцами. И сын на первые заработанные деньги купил шоколадки для всех членов семьи. А потом зашли в универмаг, я увидела на витрине фигурку собаки и… зависла. Статуэтка была как две капли воды похожа на фокстерьера Авеля, который некогда жил у нас. И Мишка купил подарок маме.
На смену мягко поблескивающему фарфоровым боком Авелю приходит Авель деревянный. Выпрашивать этого пса пришлось очень долго. Сделал его мастер на все руки Виктор Горбачев. Сделал – и сам влюбился в свое творение, не хотел расставаться. Но слишком уж поза и хитро-задумчивое выражение морды напоминали того, живого, Авеля. Автор в конце концов уступил просьбам Татьяны.
А сын Миша спустя годы привез еще один подарок. Далматинца.
Т.Криницкая:
– Он купил статуэтку в Киеве. В тот момент там творилось черт-те что, в разгаре были политические интриги, царила неразбериха. А сын бегал по магазинам, искал мне псинку.
Естественно, немалая часть коллекции приобретена Татьяной Григорьевной лично.
Т.Криницкая:
– Меня вызвали в Москву на награждение за участие в правовом конкурсе. Важно, что поздравлял победителей Владимир Лукин (Уполномоченный по правам человек в РФ) и присутствовала знаменитая правозащитница Людмила Алексеева. В газете, где я служила, было хорошим тоном «отрабатывать» командировки по максимуму. То есть на выезде необходимо взять интервью у любых более-менее известных персон. Хоть Владимир Лукин и дал согласие на встречу, я все равно нервничала – а вдруг сорвется? И купила статуэтку гжельского завода в сувенирном киоске. Для успокоения. В итоге неплохой материал получился.
Есть в коллекции и «пожилые» «иностранцы». На донце стилизованного – опять же – фокстерьера, стоит дата создания: 46-й год. Куплен раритет в Болгарии. Еще подруга привезла из Вены боксера. Обличающе тыча пальцем в описываемый экземпляр, Татьяна Григорьевна рассказывает, какой безвкусицей смотрятся у данной породы некупированные уши и хвост. Мол, совсем Европа чокнулась на своей гуманности.
Подстать хозяйке
Татьяна Григорьевна не жалует фигурки «недопсов». Подобные тряпичные игрушки иные называют милыми и забавными, а хозяйка брезгливо смотрит на бульдожку в шипованном ошейнике и… с колокольчиком. На собаку это похоже мало. А ведь коллекция изначально подбиралась по очень жестким критериям.
Т.Криницкая:
– Первое время я выбирала исключительно фигурки Ломоносовского фарфорового завода. Их изображения безу-пречно передают породные признаки и характерную позу.
Но друзьям этот пунктик не объяснить, а обидеть отказом… Вот и собирается на полках все, что можно, и даже чуть больше.
Самое последнее пополнение прибыло буквально накануне нашего разговора. Ротвейлер из необожженной глины.
Все далматинцы, таксы, боксеры и прочие псы, конечно, потрясающи. Но самая лучшая собака в этом доме – немецкая овчарка. Авторская работа полметра в холке. Уникальный экземпляр, сделанный из плоти и крови, он смотрел на меня умильными карими глазами, настойчиво требуя поерошить шерсть или поиграть с мячиком.
Т.Володина,
фото из архива семьи Криницких
Судя по неплохой фотографии, СТАТЬ у героини заметки – в полном ажуре. И у добродушнейшей овчарки тоже СТАТЬ ещё та (несмотря на явный «дедушкин» возраст).
Вот поэтому, уважаемая Т.В., пишется – ПОД СТАТЬ (р а з д е л ь н о )!
Здравствуйте Татьяна Григорьевна .Я Коршунова Лидия Ивановна из г Красноярска.Свяжитесь со мной по емейлу [email protected]