Легкая только в названии
Про Заслуженного тренера Российской Федерации Марину Мочкаеву говорят даже нещедрые на похвалу коллеги: «Тонкий специалист!», а воспитанники знают, что Марина Юрьевна – человек строгий, спрашивает по полной. «С Мариной Юрьевной – как за каменной стеной!» – говорят ребята про тренера, воспитавшего спортивную звезду мирового класса – Татьяну Фирову, российских «звездочек» – Анастасию Пяткову, Алису Истратову. Теперь на подходе быстроногая и длинноногая поросль – Наталья Копалкина, Сергей Тучин, Денис Еркин.
Но, наверное, очень большая заслуга тренера не только в том, чтобы вырастить плеяду звезд, но и воспитать себе помощника, замену. Вырастить тренера другого поколения, который пошел бы дальше, используя наработки своего учителя. У Марины Юрьевны есть помощник и коллега, бывший ее же воспитанник – Алексей Парфенов.
– Известно, что зарплаты у тренеров небольшие, а ответственности – море. Вы бы вообще посоветовали вашим юным спортсменам тянуть тренерскую лямку?
– Воздержусь от советов. Знаю, что много воспитанников секций идут в педагогические вузы. Как Алексей Васильевич, например. Но лишь немногие, по-настоящему любящие свое дело ребята остаются в профессии, поскольку в нашей стране никакие программы для молодых тренеров не работают и ребятам приходится выживать в коммерческих спортивных организациях.
– Вы совсем недавно ездили на курсы повышения квалификации в Нижний Новгород…
– Учиться, конечно, нужно всегда. Я, например, всегда из разных источников люблю узнавать об особенностях тренировочного процесса. Открывать новые методические приемы, новые упражнения, помогающие развитию тех или иных групп мышц, составлять более детальные планы год от года… А именно на этом семинаре я сделала «открытие», что мы с Алексеем Васильевичем – самые молодые из сорока трех приглашенных. Это говорит об общем старении нашей профессии.
Впрочем, все эти в известной степени наболевшие вопросы мы обсуждали с Мариной Юрьевной в конце нашей встречи в ДЮСШ «Юниор», где она уже двадцать лет учит детей постигать тонкости «королевы спорта». А сначала Марина Юрьевна рассказала о том, что тренерство изначально и не было вовсе ее мечтой.
– Я сама из Нижнего. В школе обожала спорт и легкую атлетику, «доросла» до КМС в тройном прыжке в длину, выступала за общество «Локомотив». Моим тренером в школьные годы у меня была Нина Алексеевна Седова – она и уговорила меня идти по тренерской стезе. Потом я училась в институте имени Лесгафта. Душа у меня даже в те времена рвалась в детский садик – очень хотелось быть воспитателем. Представляла, как буду играть с детьми, как уютно и весело будет в нашем мире…
– То есть вы все равно всегда хотели работать с ребятами?
– Да, с малолетства мечтала о большой семье, думала, что у меня будет десять детей! Не меньше. Получилось, что всего одна дочь, но зато здесь, на стадионе, у меня детей немало.
Нина Алексеевна по окончании института уговорила меня пойти в общеобразовательную школу, где я проработала один год…
Потом, когда приехала в город, поначалу тоже хотела устроиться в среднюю школу учителем, но в 90-х это было сложно. И я пошла в детскую спортивную школу, хотя и не была уверена, получится ли из меня полноценный тренер. И дело было даже не в тренировочном процессе, а… в самом вопросе, как набрать детей? Как это – ходить по школам и предлагать себя в качестве тренера? В нашем городе ведь всегда была конкуренция секций, кружков, объединений. Мне казалось, что не смогу, я тогда была не такой, как сейчас, – улыбается Марина, и не верится, что эта видная женщина, казалось бы, воплощающая в себе уверенность и напор, когда-то не могла представить, как можно набирать себе группу…
…– А потом научилась. Татьяну Фирову я нашла в школе № 5, где вела спортивные часы. Смотрю – девушка рослая, стопа хорошая, и пригласила ее.
– Татьяна сразу стала показывать результаты?
– Нет, она долго созревала. До 9-го класса даже 1-го места нигде не занимала.
Тренеры знают, что воспитанники делятся на две категории: дети-трудяги и дети-таланты. Бывает, конечно, и то, и другое, но это редко. Так вот, с точки зрения тренера, лучше быть «трудягой». Лучше иметь твердый характер и целенаправленно работать, даже не получая результатов в течение долгого времени.
Вот в Тане это есть – и любовь к легкой атлетике, и желание быть первой, и трудолюбие…
– Наши юные звезды, должно быть, все знают себе цену, и с ними довольно трудно работать…
– Да, все время приходится балансировать между строгостью и свойскостью. С одной стороны – нужно, чтобы была дисциплина, а с другой… От хороших отношений и хорошая дружба получается, а стало быть, и хорошие результаты.
Если, опять же, ностальгировать по прошлому – раньше у нас было больше возможностей быть одной спортивной семьей: на лыжной базе нам выделялись «банные» часы для восстановления детей после тренировочного процесса. Мы все вместе ходили в бассейн. «Разгружаться» – это так же важно, как и «нагружаться», и хорошо, если родители это понимают и следят за режимом дня ребенка.
– Вы, как заслуженный тренер, наверное, сейчас выбираете, кого взять заниматься, а кому рекомендовать что-то другое?
– Нет, берем всех – худых, полных, высоких, маленьких. Лучше, конечно, когда ребята сами приходят в секцию – значит, это их осознанный выбор. Но и когда родители приводят – тоже хорошо. Значит, неравнодушные родители…