Изба-читальня
Уильям Сатклифф
«Дурное влияние»
Андрей Геласимов
«Степные боги»
«Дурное влияние»
Говорят, взрослых людей нет, есть постаревшие дети. Возможно, что и так, но как же быстро мы забываем, каково это – быть ребенком! Проходит всего несколько лет, и вот уже нам кажутся смешными и забавными первые влюбленности, ерундовыми детские ссоры. Книга Уильяма Сатклиффа как раз и напомнит нам, насколько важны и серьезны детские проблемы и переживания.
Бен и Олли – закадычные друзья. Они знакомы с детства, сидят в школе за одной партой и не мыслят себя друг без друга. До той минуты, когда на их улице не появляется Карл. Трудный подросток. Если честно, настоящий псих. В голове у Карла опасные мысли, которые оборачиваются опасными приключениями, отказаться от которых очень трудно, особенно если тебя берут «на слабо». Мальчишки глазом не успевают моргнуть, как оказываются в подчинении у Карла, который легко вытаскивает из них все самое дурное. В мгновение ока он разрушает их дружбу и покой в их семьях.
Не знаю, смогут ли вынести что-то полезное из этой книги подростки. Ведь, на первый взгляд, книжка Сатклиффа написана для них – море сленга, прикольные картиночки. А главное, очень четко и внятно описан весь путь падения благополучного мальчика из благополучной семьи – от первого неверного шага до настоящего преступления. Но в этом возрасте так верится в то, что «уж со мной-то ничего плохого не случится», что сложно делать какие-то выводы из прочитанного. А вот родители уже в курсе, что плохое случается сплошь и рядом. И чтобы это плохое предотвратить, нужно быть очень зорким. Иначе все может закончиться как в этой книге. А что вы хотели, все как в жизни – никаких хэппи-эндов. Разве что маленькая надежда.
«Степные боги»
ж с кем только ни сравнивают издатели Андрея Геласимова. Здесь вам и глубина Толстого, и психологизм Достоевского, и патриотизм Шолохова… Вся классика в одном флаконе. Медвежья, на мой взгляд, услуга. Опытного читателя такие сравнения рассмешат, замученного школьной программой подростка отпугнут. А проза Геласимова, тем не менее, действительно очень близка к классике, правда, скорее к классике советского периода. Детальный реализм, идеи гуманизма, безукоризненный русский язык (несмотря на обсценную лексику). Да и сам сюжет. Не пишут так сейчас про войну – без скандалов, интриг и расследований. Здесь же просто история странной дружбы двух изгоев: русского мальчика Петьки и японского врача Хиротаро. Петька – безотцовщина, за что его безжалостно лупит вся окрестная пацанва, Хиротаро – военнопленный, презираемый и ненавидимый всеми вокруг. Ведь на дворе лето 1945 года, канун вступления СССР в войну с Японией, и в забайкальской деревне Разгуляевке только и ждут наступления на Восток. Что с того, что Хиротаро сдался в плен добровольно, что с того, что он потомок древнего самурайского рода и дипломированный врач. Он один догадывается о страшной тайне шахты, где с ужасающей быстротой мрут рабочие – его никто не слушает. Только Петька, сердцем угадав мудрость японца, зовет его на помощь умирающему другу.
Простая и безыскусная манера Геласимова может несколько раздражать своей правильностью и даже наивностью. Но в том-то и дело, что это сделано намеренно. Как говорится, «не бага, а фича». В наш насмешливый век, когда из-за толстого слоя иронии не разглядеть настоящих, живых чувств, появился писатель, который не боится быть открыто добрым и гуманным. Большое ему за это спасибо.