Понимание, четкость, масштабность

Юбилей

Трижды Героя Социалистического Труда Кирилла Щелкина, выдающегося ученого и организатора, отличали глубина понимания проблем, четкость постановки задач, умение работать с людьми, масштабность мышления, нацеленность на будущее.

К.Щелкин родился 17 мая 1911 года, детство прошло на Кавказе. А научная карьера началась в Ленинграде, в только что организованном Институте химической физики (ИХФ) АН СССР, куда его пригласили сразу же после окончания института. Одним из направлений исследований этого института было изучение процессов горения в приложении к двум задачам, особенно важным в то время для народного хозяйства страны: выработка рекомендаций для предотвращения взрывов метана в каменноугольных шахтах и подавление процессов детонации топливной смеси в рабочих цилиндрах двигателей внутреннего сгорания.
Молодой исследователь быстро вышел на одну из загадочных проблем того времени в горении газов – спиновую детонацию. Уже в мае 1934 года он представил в «Журнал экспериментальной и теоретической физики» свою статью, которая привлекла внимание специалистов по горению. Работы этого периода легли в основу кандидатской диссертации, которую молодой ученый защитил в 1938 году.
К.Щелкин планировал выполнить широкие исследования по горению и детонации газовых смесей и представить их к 1943 году в виде докторской диссертации. Претворению планов в жизнь помешала война. В первые же дни войны он записался добровольцем и ушел на фронт. Участвовал в жестоких боях за Москву. В январе 1942 года по приказу заместителя наркома обороны его отозвали для продолжения научной работы в ИХФ, который был эвакуирован в Казань.
В трудные военные годы велись интенсивные исследования различных типов реактивных двигателей. Кирилл Иванович сосредоточился на процессах, происходящих в камере сгорания. Внедрение его идей способствовало развитию отечественной реактивной техники. Параллельно с прикладными исследованиями Кирилл Иванович продолжал научную работу, в 1946 году успешно защитил докторскую диссертацию. Его научными оппонентами на защите были академики Л.Ландау, Б.Стечкин и С.Христианович. Высокий авторитет этих ученых подтверждает ценность работы К.Щелкина.
На него обратил внимание бывший нарком боеприпасов, член Специального комитета при Совете Министров СССР Б.Ванников. Спустя два месяца после их встречи последовало назначение К.Щелкина во вновь создаваемый ядерный центр. А после успешных испытаний 29 августа 1949 года первой советской атомной бомбы в списке награжденных наивысшими наградами был и Щелкин. Продолжая начатое дело со свойственной ему самоотдачей, он внес также существенный вклад в разработку и испытание следующего ядерного заряда. За эту работу в 1951 году он получил вторую звезду Героя Социалистического Труда.
В ответ на советское ядерное испытание США начали термоядерную гонку, стремясь добиться превосходства. В декабре 1953 года за вклад в отработку и испытание первого термоядерного заряда Кирилл Иванович Щелкин был награжден третьей звездой Героя Социалистического Труда.
За время работы в КБ-11 в полной мере проявился талант Кирилла Ивановича как ученого и организатора. Еще в Ленинграде у него сложились дружеские отношения с научным руководителем советского ядерного проекта И.Курчатовым. «Борода» высоко ценил энергию, знания, опыт и деловые качества Щелкина. Авторитет Кирилла Ивановича был высок среди руководителей отрасли и в научных кругах. И когда встала задача создания еще одного ядерно-оружейного центра, на должность научного руководителя и главного конструктора был рекомендован К.Щелкин.
Кирилл Иванович энергично взялся за формирование нового института – определил структуру будущего центра и его перспективы. Много лет спустя на открытии мемориальной доски, посвященной К.Щелкину, второй научный руководитель института академик Е.Забабахин сказал, что институт своими успехами во многом обязан стратегическому плану развития, который при его основании разработал Кирилл Иванович Щелкин.
…Даже в самые сложные годы работы в КБ-11 и в НИИ-1011 Кирилл Иванович находил время для научных исследований по горению, которые он продолжал со своими коллегами в ИХФ. Регулярно в научных журналах появлялись его работы – персональные и в соавторстве. Уйдя на пенсию, не прекратил – наоборот, расширил научные исследования и круг научных интересов. Возросла частота его публикаций. Работы Щелкина получили всемирное признание, их читали и цитировали. Кирилл Иванович большое внимание уделял популяризации науки, публикуя статьи во многих журналах, читая лекции. Он заботился о научной смене, организовал кафедру горения в Московском физико-техническом институте, сам читал там лекции.
К.Щелкин скончался в ноябре 1968 года. Тяжелый многолетний труд исчерпал его жизненные ресурсы. Но у Щелкина никогда не было сомнения в правильности избранного пути. «Я счастлив, что принес пользу Родине. Если бы пришлось все начинать сызнова, я бы поступил так же».

По материалам В.Симоненко

1 комментарий

  1. Алексей Демидов:

    Архистранный материал… Обычно пишут: «По материалам В. Симоненко составили С. Сириенко и В. Симаренко…
    Так кто же такой К. И. Щёлкин? Ответ прост! Выдающийся физик-газодинамик, член-корр АН СССР – второй человек в КБ-11 после Ю. Б. Харитона… а в отработке и испытаниях первых наших атомных(ядерных) и термоядерных зарядов – первый ЧЕЛОВЕК в СССР! Есть основания полагать, что кто-то очень тщательно «зачистил» все документы в архивах Сарова так, что сегодня мы не можем найти ни личной карточки, ни личного дела К. И. Щёлкина… Обращаюсь ко всем старожилам Сарова! Помогите определить дом, в котором жил К. И. Щелкин до 1955 года в Сарове…

Добавить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree