Изба-читальня
Дина Рубина «Синдром Петрушки»
Агота Кристоф «Толстая тетрадь»
Дина Рубина «Синдром Петрушки»
Цирковые артисты, музыканты, художники… О людях каких бы профессий ни писала Дина Рубина, ее читатель погружается в этот новый для него мир с головой. Прочтя «Почерк Леонардо», он почувствует запах цирка, к концу «Белой голубки Кордовы» проникнется творчеством Эль Греко. А читая «Синдром Пет-рушки», наверняка поддастся магии кукольного театра.
Петр – гениальный кукольник. Это ремесло написано ему на роду, ведь даже фамилия его – Уксусов, как у перчаточного Петрушки. Куклы для него не реквизит, не средство заработка. Они его любимые дети, лучшие друзья и собеседники. Даже из собственной жены он с удовольствием сделал бы куклу. Да, собственно, и сделал. И теперь непонятно, кто из этих двух прекрасных рыжеволосых женщин нужен ему больше. Иногда он сам чувствует себя куклой, беспомощным Петрушкой, на которого сыплются удары судьбы. Как жить реальной, отвлеченной от кукольных дел жизнью, если даже дети у мастера Уксусова рождаются с «синдромом Петрушки» – смеющимися, но нежизнеспособными. Ничто уже не может спасти его семью. Разве что… еще одна кукла.
Новый роман Дины Рубиной, как и всегда, талантлив, психологичен, пронзителен. Так и задумаешься, кто же из нас на самом деле игрушка – кукла в руках человека или человек в руках судьбы.
Агота Кристоф «Толстая тетрадь»
Два десятилетних мальчика живут у бабушки. Мать привезла их сюда, спасая от ужасов войны, уже уничтожающей Большой Город. Бабушка близнецов больше похожа на ведьму – она неопрятна, груба, жадна и ей наплевать на внуков. Но Клауса и Лукаса грубостью не проймешь. Они понимают, что мир вокруг них недружелюбен, и, чтобы выжить, нужно научиться противостоять всем возможным неприятностям. Братья бьют друг друга, чтобы закалить тело, оскорбляют последними словами, чтобы закалить дух. Через некоторое время они действительно ничего больше не чувствуют. Кому-то другому больно, кто-то другой обжегся, порезался, обиделся. Они больше не плачут. Даже когда хоронят мать, убитую снарядом, и отправляют на смерть своего отца. Они просто беспристрастно записывают все, что происходит вокруг, в Толстую тетрадь. В ней мы читаем, как братья учились жить по законам жизни. Из нее мы узнаем, что братьев никогда не было. Был только Клаус. Или Лукас…
Эмигрировавшая из Венгрии Агота Кристоф писала книгу о Второй мировой войне и жизни на родине после нее. Но «Толстая тетрадь» не только об этом. События, города, страны – все здесь иносказательно и является лишь окружением главного героя (или все же двух?), несчастного человека в несчастном, жестоком мире. Так до конца книги и непонятно, «был ли мальчик». Может, Клаус придумал себе брата? Или Лукас искал несуществующего Клауса? Одна ложь оборачивается другой. И все – на фоне мира, в котором судьбы изломаны, а заповеди никто не чтит. Мира, в котором сложно оставаться нормальным и невозможно быть одиноким.