Солнце. Дождь. Рок
Лично для меня любой выезд на крупное мероприятие – возможность посмотреть на людей. Нравится мне это дело. Раньше, помню, когда к будущей суженой-ряженой ездил в другой город, на автовокзалах народ разглядывал. Интересно же. Сидишь и прикидываешь, кто вот этот человек, чем занимается, что любит, куда едет. Какие отношения у той парочки, давно ли встречаются и не в ссоре ли сейчас. Рисуешь психологические портреты и понимаешь всякое. Потом сильно пригождается, если работа твоя с людьми связана. Потому как, уже только взглянув на новое лицо, можешь примерно определить, что этому человеку нравится, что нет, как с ним разговаривать.
Поэтому выезд на очередной фестиваль «Нашествие» радовал именно возможностью на людей посмотреть. Тем более что за три дня музыкального отдыха среди незнакомых граждан приезжие фестивальщики очень здорово «раскрываются», являя свой внутренний мир. Сядешь на поле в фан-зоне и по сторонам глазами рыскаешь.
Вот сидит угрюмый юноша со свисающим поверх грязных шорт пивным брюшком. Он сюда за компанию приехал. Музыка эта ему не интересна, поэтому перманентно заливает в себя пенный напиток и к вечеру топает в палатку спать.
А там, справа, стоит трогательная и нежная парочка. Юноша и девушка. Между их локтями расстояние в двадцать сантиметров. Их отношения только начались. Они учатся в одной группе института и впервые поехали куда-то вместе. Сегодня вечером они, боясь посмотреть друг другу в глаза, будут танцевать под медленную композицию «Ундервуда», а вечером целомудренно лягут спать каждый в свой спальный мешок. У них все еще впереди.
Вон та девушка за тридцать уже пытается запрыгнуть в уходящий поезд. Ее жизнь никак не складывается, фестиваль – попытка найти вторую половину. Именно поэтому она нацепила на голову заячьи ушки, купленные тут же на одном из лотков, и повязала вместо бюстгальтера бандану. Теперь поминутно оглядывается и ищет глазами в толпе того самого, кто бы оценил ее прелести.
Тут группа парней и девчонок почти в самом центре толпы. У них давно устоявшиеся пары и личные взаимоотношения. Их футболки с прикольными надписями на самом деле надеты из ребячества, они приехали послушать ту музыку, которую любят. Над их головами реет приделанный на телескопическую удочку флаг с гербом родного города. Они хором подпевают и, не стесняясь, пританцовывают под любимые песни. Им хорошо.
Музыка традиционно была разбросана по жанрам. На любой вкус. Хочешь – на главной сцене монстров русского рока слушай, а хочешь – хаером под «тяжеляк» у альтернативной сцены тряси. Позитив, логичным образом, на позитивной сцене звучит.
У нас в этот раз научный подход к делу был. Заранее распечатав программу, отметили галочками, что послушать хотим. Маршруты передвижения определили и строго потом этому плану следовали. Все, что хотели, послушали и посмотрели. Первый день, посвященный заезду и не сильно заполненный музыкальными событиями, лично меня порадовал расколбасным «Ляписом Трубецким» и впервые увиденными вживую «Би-2». Лева и Шура, даром что сейчас граждане других стран, по-русски поют очень даже ничего себе. С удовольствием пел хором, потому как многое, оказывается, помню.
Группа весьма себе такая кинематографическая. Если первое знакомство с ней произошло при просмотре фильма «Брат-2», то и в последнее время не дают о себе забывать. Частенько звучат в саундтреках к фильмам, созданным при участии «Квартета И».
«Чайф» и «7 Б» слушать не стал. Первые, честно говоря, уже порядком «заездили» уши, а у вторых ни одной композиции вспомнить не смог. Решил не ходить. Без затей спать завалился. А товарищи по поездке еще к театральной сцене пошли. Это такая новинка приключилась на фестивале. Недалеко от главной сцены установили, в ВИП-зоне. Типа для элиты. Мы, как журналисты, со своими аккредитациями-вездеходами всюду могли таскаться.
На той сцене в первый день, как рассказали, вяло пыталась жечь какая-то Вера Полозкова. По отзывам зрителей, стиль повествования сильно напоминает Гришковца. Только в рифму. Именно от этой барышни подхватили мы на все три дня «Нашествия» выражение «глупая камбала». Отлично подходит для того, чтобы поругать облажавшегося товарища.
Назавтра выступление было значительно лучше. Удалось ознакомиться с очень трендовым проектом «Гражданин поэт» телеканала «Дождь» и продюсера Андрея Васильева. В «Гражданине» народный артист Российской Федерации Михаил Ефремов читает написанные Дмитрием Быковым в манере великих русских поэтов стихи на злобу дня. Ефремов всегда нравился как актер и тут не подкачал. Вылил две бочки напалма на все в пределах видимости. Прошелся по всем, от Путина до Онищенко. Давил руками помидоры и ломал на части огурцы. Ничего не скажешь, круто. Потом на сцену Ваня Охлобыстин выскочил. У него там чтения намечались. Монолог из готовящегося к премьере творческого вечера «Доктрина 77». Я начало послушал и перестал. Иван, конечно, отличный актер, но самописный его материал не зацепил. А может, устал просто. Спать лег. Потому как знал, что ранним утром разбудят обязательно саунд-чеком с главной сцены. Это опыт предыдущих «Нашествий» нашептал. Так и случилось!
Третий день тоже открылся дождем. Если позапрошлый фестиваль был целиком мокрым и дождливым с грязью под ногами и влагой в спальнике, то уже прошлогодний жарил солнышком так, что я потом еще долго ходил, роняя на землю куски отваливающегося эпителия. В этот раз верхние силы решили баланс устроить. В начале дня хорошенько промариновывали участников фестиваля в дождевой воде, а уже потом качественно прожаривали на полуденном солнце. В этот раз я был крайне осторожен и от дождя спасался полиэтиленовой накидкой, от грязи – резиновыми сапогами, а от солнца – тенью различных конструкций и сооружений.
В этот день большую часть времени провели в фан-зоне главной сцены. Тут программа получилась достаточно нажористая и разноплановая. «Кирпичи» с песнями из нового альбома, Найк Борзов со стареньким и хоровым, лиричная «Серьга» опять же с добрым «Ундервудом». На любителя были «Ария» и «Калинов мост». А дальше без остановки выступали зажигательное «Браво», этничные «Вопли Видоплясова», брутальные «Короли и шуты». Кстати, лидер группы днем раньше представлял на главной сцене свой сольный проект «Княzz». Особых различий с «КиШ» не обнаружил, ну и ладно. Нравится человеку – пущай поет.
Единожды, правда, отскочили к альтернативной сцене, куда я в течение трех дней так и не собрался. Тамошний «жесткач» как-то не по мне. А тут «Трепанга»! Эту своеобразную команду мы заметили на первом своем «Нашествии», пять лет назад в Рязанской области. Там же, кстати, группа заявила о своем распаде. Судя по всему, сие оказалось рекламным ходом, поскольку в конце нынешнего выступления фронтмен сообщил ровно то же самое. В прошлый раз пять парней и одна девушка сильно подкупили своим актерским мастерством. Дело в том, что группа и состоит из настоящих актеров. Они ловко совмещают собственно музыку с отличными перфомансами. Очень много взято от уличных мимов: белый грим на лицах и черные одежды, ломкие, гротескные движения – все смотрится очень органично и интересно. В прошлый раз группа выступала на позитивной сцене и музыка у нее была мрачноватая, но не такая уж жесткая. В этом году был заметен сильный крен в тяжелый сектор: мощные риффы, визжащий вокал и электронные семплы. Ежедневно слушать такую музыку вряд ли получится. В своих перфомансах группа и вовсе ударилась в хардкор. Солиста, на мой взгляд, можно было прямо без посещения доктора отправлять в психиатрическую клинику.
Прочистив себе мозги таким брутальным способом, вернулись к главной сцене. Там уже стало значительно свободнее. Желающие успеть на электричку, везущую домой, гости фестиваля потихоньку уходили в вечер. Нам и хорошо. Мы никуда не торопились. Разлеглись на туристических «пенках» и, притопывая да прихлопывая, подпевали любимым артистам. А потом был салют.
Уже в третий раз на «Нашествии» выступали пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи». Но отчего-то в этом году выступление было не таким зрелищным, как в предыдущие. Может, погода сказалась, может, бюджет ограниченный. А вот чуть ниже, над самой землей, значительно лучше покувыркались спортсмены фристайл-мотокроссеры. По специально установленным трамплинам высотой более трех метров самые отъявленные экстремалы на своих мотоциклах взлетали чуть ли не на десять метров вверх, отпускали руль, крутили всякие фигуры и потом, снова ухватившись за железного коня, приземлялись. За время просмотра вспотел раз восемь. Решительно не могу понять, как люди добровольно на такое идут.
Вообще же фестиваль оставил двойственное ощущение. Все-таки в сравнении с предыдущими сильно меньше было народа. И набор групп, соответственно, не очень впечатлял. Музыканты играли короткие сеты из хитов. Точек питания, туалетов и душевых было маловато. В целом фест получился весьма средний. Будем смотреть, как дальше жизнь у «Нашествия» сложится. Не вышло бы, что на последнем побывали.
Мартин