Изба-читальня
Виктория Трелина. «Жила-была девочка. Повесть о детстве, прошедшем в СССР»
Сборник «Контурные карты для взрослых»
Виктория Трелина. «Жила-была девочка. Повесть о детстве, прошедшем в СССР»
Вот эта книга написана будто специально для меня. Ведь автор обращается именно к моему поколению, «к тем, кто помнит передачу «Будильник», мечтал поехать на программу «Звездный час» и писал письма в «Пионерскую правду». К тем, чьи родители часто повторяли непонятное слово «перестройка».
Тогда, в начале 80-х, автора книги звали просто Витой. Она жила с мамой в общежитии, ходила сначала в детский сад, а потом в школу. Смотрела диафильмы на стене, рисовала на перфокартах и каталась на велосипеде «Орленок». Учила клятву пионера, ходила на дискотеки, влюблялась. Судя по всему, происходило это все на Украине, но ведь тогда у нас было общее детство. Как и украинские ребятишки, мы пили газировку из автоматов, ждали по воскресеньям «В гостях у сказки» и вызывали в туалете дух Пиковой Дамы. Выковыривали синие цифры из сыра и собирали переливные календарики. Особый вкус придают книге многочисленные иллюстрации: вот они, исчезнувшие из нашей жизни, но не из памяти, чертики из капельницы, пластинки советской жвачки, бальзам «Звездочка», постеры из журнала «Ровесник».
Все это вместе создает удивительно уютную ностальгическую атмосферу, в которую не прочь окунуться даже самые состоявшиеся и успешные взрослые. Чтобы ощутить привкус ушедшего детства, вспомнить юношеские переживания и хотя бы на несколько часов вновь почувствовать себя беззаботным и счастливым.
Сборник «Контурные карты для взрослых»
Наверняка у каждого в памяти остались города, которые не хотят нас отпускать. Здесь ты был счастлив, там многое осознал, а вот тут произошел переломный момент жизни. И какая разница, каковы эти места на самом деле – красивы или уродливы, гостеприимны или враждебны… Важен не сам город, а наше отношение к нему.
Именно впечатления о городах стали темой нового проекта писателя Алмата Малатова, известного ЖЖ-пользователям как Immoralist. Семь авторов, семь «полароидных снимков, которыми увешаны стены нашей памяти». Эльчин Сафарли и картинки солнечного Стамбула. Япония, страна тысяч съедобных сувениров, в описании Кити Карлсон. Ника Муратова и загадочная Африка, законы которой не понять европейцу. «Русская» Америка Татьяны Соломатиной, полная синтетической еды и радушных улыбок. Письма Аглаи Дюрсо, блуждающей по лабиринту пасмурного Берлина. Культ итальянской кухни от Лидии Тарти. Сам Алмат Малатов и послевоенный Грозный, с жестоким, как здешнее солнце, но очень логичным укладом.
Сборник этот очень неровен. В нем есть как полноценные рассказы, так и отрывки из книг и просто краткие зарисовки. Одни могут претендовать на звание литературы, другие – лишь ее бледное подобие. Скажем, центральный, однозначно лучший здесь рассказ Муратовой о сенегальском юноше Эсса рождает в душе бурю противоречивых чувств, записки Кити Карлсон – улыбку и удивление, а невыносимо сентиментальная история любви Сафарли разве что желание отложить книгу в сторону. В целом книга не оставляет впечатления чего-то целостного и законченного, но, кажется мне, вы сможете найти в этом разнокалиберном сборнике рассказ и страну по душе.
Вима