Поэт танца Владимир Васильев
Знаменитый танцовщик балета Владимир Васильев привез в Саров программу «Танец – живопись – поэзия»
Для многих горожан, побывавших на открытии «Декабрьских вечеров» в Доме ученых, это было откровением. Великого Васильева многие из нас знают как прекрасного мужественного Спартака, его образ накрепко в нашем понимании связан с балетом, классическим и высокопробным. И вдруг – поэзия, живопись. При этом Владимир Викторович необыкновенно прост в общении и очень откровенен в ответах на вопросы. Считает, что его величество случай привел его в танцевальный кружок. Вернее, поспособствовал в выборе главного увлечения жизни, а затем и профессии друг Владимира, который занимался в танцевальном кружке в кировском Доме пионеров. Он предложил Володе вместе с ним пойти на занятия. И первый шаг в огромный мир танца был сделан. Преподаватель Елена Россе распознала в мальчике талант. Владимир перетанцевал почти все народные танцы. А в 1948-м впервые вместе с другими кружковцами выступил на сцене Большого театра, солируя в русском и украинском танцах. В 1949 году поступил в хореографическое училище Большого театра, попал в один класс с Катей Максимовой. А через несколько лет к Владимиру Васильеву пришла слава самого талантливого молодого танцовщика. И ему посчастливилось танцевать с самими Улановой и Плисецкой. А позже дуэт Васильев-Максимова станет знаменит во всем мире.
Когда Владимира Васильева спрашивают, что самое главное в его профессии, он отвечает, что «нужно уметь слышать музыку».
– Музыка звучит и когда пишешь картины, стихи… Это невероятное ощущение. Пишу, в основном, в своей любимой деревеньке у Волги Рыжовке.
Васильев не бравирует своими способностями, так как не считает себя профессиональным художником. Его профессия – танец, и он себя даже в своих стихах называет поэтом танца, а все остальное – то, без чего теперь не может жить.
И все-таки с Васильевым больше хочется говорить о балете. Известно, что он был, например, хореографом рок-оперы «Юнона и Авось».
– Какой была эта работа?
– Среди моих друзей много драматических актеров, с которыми познакомило и сдружило Щелыково – Дом отдыха Союза театральных деятелей у музея-усадьбы Островского в Костромской области. Николай Караченцов в их числе. И он как-то сказал: мы делаем рок-оперу, ты не поможешь? Месяца два заняла эта работа хореографа. Я заставил актеров заниматься ритмикой, балетом. И поэтому родились те сцены «выхода» под жесткую мужскую музыку моряков.
Владимир Васильев – патриот своей Родины:
– Те, кто уехал из России, наверное, не имели друзей. Ведь не только березки нас держат в России, но и близкие люди. Это иллюзия, что мы за рубежом сможем создать что-то кардинально другое. Там мы нужны со своими уже известными в мире балетными партиями. Правда, в моей жизни был счастливый случай – театр «Римская опера» приглашал меня для постановки классической «Жизели». И там не было никакого навязывания канонов. Случилось настоящее творчество.
А еще Владимир Викторович признался, что никогда в юношестве не хотел играть классические роли. Разных напыщенных, важно выхаживающих по сцене принцев, которые лишь делают поддержки и где-то в самом финале минут пять активно что-то изображают. Может быть, поэтому его балет – это всегда стремительные вращения и высокие прыжки. Творческий полет и необыкновенная самоотдача, которые и считаются настоящей балетной работой. А если она, эта работа, у человека есть, то и жизнь удалась. Сейчас Владимир Васильев, если требуется, с удовольствием консультирует начинающих танцоров и верит, что российский балет останется самым лучшим в мире.
Б.Аполлонова,
Белла, Вы – молодчина! Глубоко и чутко уловили сущность Васильева. Человечнее и талантливее танцовщика я пока не знаю. Нуриев? Эгоист. Лиепа? Зазнайка. О современниках говорить неохота. Кто-то ещё пыжится, кто-то обленился и ушёл в хужожественный бизнес. Об уехавших противно и два слова сказать.
Вот таким представителям Человечества, как Васильев, и нужно бессмертие! Увы, Жизнь не обманешь…