Юбилей Генерал Александров. Его главный взрыв
В реализации Атомного проекта Герой Социалистического Труда генерал Анатолий Сергеевич Александров играл видную и эффективную роль. А.Александров считается одним из основателей атомной отрасли СССР. В должности заместителя начальника Первого главного управления (ПГУ) отвечал за конструктивное создание атомной бомбы. Стоял у истоков создания Семипалатинского полигона, возглавлял знаменитое КБ-11 в Арзамасе-16.
Уверенность и опыт
Анатолию Александрову довелось не только курировать знаменитое конструкторское бюро в Арзамасе-16 с высоты ПГУ, но и самому непосредственно руководить им. 10 марта 1951 года Постановлением Правительства № 767-381 А.С.Александров был назначен начальником КБ-11. С апреля 1951 года он приступил к работе на новом месте. «Итак, я прибыл на объект, – пишет Александров, – ему была отведена огромная площадь, занятая, главным образом, лесом. Базой для объекта послужил небольшой заводишко наркомата боеприпасов, у которого вся энергетика заключалась в старинной электростанции мощностью в несколько сот киловатт; ее еле-еле хватало на производственные нужды. На территории завода построили два корпуса: один физический, а другой конструкторский».
После взрыва первой атомной бомбы появилась уверенность в верности избранного конструкторами пути и небольшой опыт. Сразу встала задача наращивания количества и качества ядерных боезарядов и создания широкой номенклатуры для решения различных боевых задач. В Арзамасе-16 в один узел сходились все результаты научных исследований и технологий, которые воплощались в готовые уникальные и грозные изделия. Александрову пришлось решать массу производственных и градостроительных задач, как и везде на новом месте. Он сразу же выдал техническое решение на строительство литейного цеха. Заново был построен завод № 2, где изготавливались все опытные образцы из взрывчатых веществ. Построили завод № 3 для серийного производства бомб. Пришлось сразу же решать проблемы инфраструктуры предприятия и городка. В первую очередь – по замене узкоколейной железной дороги на широкую. С помощью А.П.Завенягина построена железная дорога с широкой колеей и электростанция.
В 1951 году в Конструкторском бюро № 11 разработали принципиально новую бомбу. При сохранении мощности в 20 килотонн тротилового эквивалента размеры и вес были гораздо меньше. На Семипалатинском полигоне новую конструкцию с ядерным зарядом решили испытать сбросом с самолетов ИЛ-28. За эти испытания Александрова наградили Сталинской премией II степени. В то же время испытали вторую бомбу, но Александров срочно был отозван с полигона в Москву для доклада и не присутствовал там. А в КБ-11 начали разворачиваться события, которые выведут нашу страну на опережение в соревновании с Америкой в создании еще более мощного термоядерного оружия. А.С.Александров: «После этих вторых испытаний мне пришлось как-то быть в кабинете у Курчатова. Рассматривалось предложение А.Д.Сахарова. Он в ту пору был всего лишь кандидатом физико-математических наук и работал в ФИАНе (Физический институт АН СССР) под руководством Игоря Евгеньевича Тамма. Сахарову тогда было лет 27-28. Он предложил ни много ни мало как теоретический расчет и схему водородной бомбы. Всех присутствующих этот проект настолько захватил, что Игорь Васильевич тут же помчался в Кремль к Берия, а я к Ванникову.
У Ванникова был Завенягин, и я им обоим рассказал суть дела. При мне же позвонил Ванникову Берия (Курчатов успел рассказать ему) и распорядился взять обоих, т.е. Сахарова и Тамма, в КБ-11. Это было осенью 1951 года, а летом 1953 года мы уже испытали первую в мире водородную бомбу. Работа над конструкцией водородной бомбы оказалась не так-то проста, как нам это казалось, когда мы слушали Сахарова у Игоря Васильевича. Но наши конструкторы Терлецкий, Гречушников, Фишман и др. с честью справились с этим делом».
…26 июня 1953 года был арестован Л.П.Берия. И жизнь Александрова стала входить в новое, неожиданное русло. Начались придирки и нападки со стороны политуправления, обвинения в превышении полномочий и прочее. Анатолий Сергеевич обратился с письмом прямо к Н.С. Хрущеву, но оно попало к авторам нападок, которые организовали его смещение с поста руководителя объекта. Единственное, что смог сделать А.П.Завенягин через некоторое время – предложить ему возглавить строительство разделительного завода и города в Красноярском крае. Ведущие ученые были возмущены таким решением. Вот выдержка из мемуаров А.Д.Сахарова:
«…Харитон пытался спасти Александрова, несколько руководящих работников объекта подписали … письмо, я в том числе, но все было безрезультатно».
Основатель Зеленогорска
Анатолию Сергеевичу жизнь дала редкую возможность основать город. Для строительства крупного завода по разделению изотопов урана и закрытого города отвели огромную площадь. Как и в Арзамасе-16, здесь провели фильтрацию местного населения. В поселке Усть-Барга жили ссыльнопоселенцы, в деревнях осели после гражданской войны тоже не всегда благонадежные люди по критериям того времени. Поэтому первым делом руководителя объекта стало переселение целых поселков и деревень: «Для оценки каждого двора была создана инвентаризационная комиссия. Мы выплачивали хозяину стоимость его имения, он сам разбирал его, мы помогали только транспортом и больше никаких забот не знали. Другое дело переселить колхоз. На новом месте мы должны были построить типовую двухэтажную школу, коровники, телятники и свинарники, клуб, магазины, правление колхоза и т.п.».
А.С.Александров с К.Н.Полосковым – первым начальником строительства, успешно справились с этой задачей и построили силами военных строителей хорошие дома для переселенцев и все необходимые объекты за зоной. А сами обустраивались постепенно. Ездили к берегам Кана, где разворачивалось огромное строительство: мощной тепловой электростанции, разделительного секретного завода и города. Главный вопрос, где разместить городскую застройку, Анатолий Сергеевич решал в горячем споре с проектировщиками, которые привязали площадку жилой застройки километрах в пяти от реки Кан. Он настоял на своем, и город расположился на живописном месте среди зеленых гор на берегу быстрой таежной реки. Строительство основного жилья тоже повели нетрадиционно. Начали со школы и клуба. Кирпичная трехэтажная школа была готова уже к 1 сентября 1957 года. А клуб во временном исполнении работал до ввода капитального Дворца культуры. Другим важным социальным решением была организация своего телевидения. По распоряжению Александрова отремонтировали больницу в Заозерном, построили дорогу от слюдфабрики до вокзала; приобрели целую серию картин известных художников. Все на свой страх и риск. Но это надо было людям. Он хорошо понимал, что в тайге, на маленьком пятачке, изолированном от мира, куда съезжаются грамотные специалисты и квалифицированные рабочие из центральных городов, без обустроенного быта и культуры высокотехнологичное предприятие не создать. И он эту задачу с единомышленниками выполнил. Важным решением, в необходимости которого он убедил министра Минсредмаша, было опережающее строительство тепловой электростанции и железной дороги от города до Ирша-Бородинского разреза. Станция пригодилась в первую очередь Красноярскому горно-химическому комбинату для пуска первого реактора «АД». Она надежно обеспечила Электрохимзавод электроэнергией и теплом на долгие годы. Но давление на Александрова косвенным путем продолжалось. После смерти министра среднего машиностроения А.П.Завенягина, который мог его защитить от несправедливых нападок, он остался один на один со своими противниками. Начались придирки, Александрова никто не увольнял, он просто сам ощутил, что работать спокойно не дадут, и подал в отставку с поста исполняющего обязанности директора строящегося предприятия, а чуть позже и в отставку по возрасту с военной службы.
Анатолий Сергеевич Александров ушел из жизни 29 марта 1979 года в подмосковном городке Коренево Люберецкого района. В городе, который он заложил и который сейчас называется Зеленогорском, в честь Анатолия Сергеевича Александрова названа одна из новых красивых улиц. Растет число публикаций. Зеленогорцы вновь открывают имя этого замечательного человека – Героя Социалистического Труда, первопроходца атомной отрасли страны.
Геннадий Волобуев