Изба-читальня
Джон ван де Рюит «Малек»
Сара Груэн «Воды слонам!»
Джон ван де Рюит «Малек»
Аннотация к книге обещала непременную погибель от смеха, а мой личный опыт чтения литературных подростковых дневников прямо-таки предсказывал уморительное чтиво а-ля Сью Таунсенд. Увы, на деле ни того ни другого. Или все-таки не «увы»?
Конечно, герой Рюита не чета придурковатому ипохондрику Адриану Моулу. Малек не зря полный тезка знаменитого английского писателя Джона Мильтона. Он умен, сообразителен, и грант на обучение в престижной частной школе ему дали не просто так. Как говорится, мал (поэтому и Малек), да удал. Это и помогает ему выжить в заведении, больше похожем на ад. По крайней мере, с моей точки зрения.
В элитной южноафриканской школе-интернате (а Малек со своей семьей живет в ЮАР, что уже небезынтересно) у всех не в порядке с головой. Один из старост разводит тараканов, которыми кормит любимую змею, лучший из учителей – искрометно остроумный алкоголик, в связи с чем от него перманентно уходит жена. Сосед Джона, Верн, просто натуральный псих. Родителей Малька, правда, тоже нормальными назвать сложно. Чего стоит один папа, решивший после освобождения Нельсона Манделы, что стране конец, и превративший дом в армейский бункер. Вроде бы так все забавно, но читать тем не менее совсем не смешно. А уж если говорить о развлечениях детишек колонизаторов, так даже и противно. Но постепенно я привыкла к героям, начала улыбаться проделкам «безумной восьмерки» и сочувствовать Мальку, попадавшему то в одну, то в другую историю. Я понимала, как важно 14-летнему мальчишке казаться крутым и как сложно идти против стаи. Радовалась, что Малек стал смелее и научился дружить, горевала, когда он потерял друга.
Отсюда вывод: уж если меня, старую перечницу, в конце концов проняла эта история взросления, то ровесникам Малька она уж точно будет и ближе, и интереснее.
Сара Груэн «Воды слонам!»
Цирк! Какое это чудо! Гуттаперчевые гимнасты и виртуозные фокусники, дрессированные львы и веселые клоуны. Целый фейерверк эмоций.
Увы, в Америке во время Великой депрессии все выглядело совсем не так радужно. Нет, конечно, когда на площади очередного города разворачивались шатры передвижного цирка, «лохи» толпой валили поглазеть на бородатую женщину или человека-страуса. Были там и гимнасты, и клоуны, и парад-алле. Но была и изнанка праздника. Тесные вагоны, набитые грязными рабочими и измученным зверьем. Тухлое мясо для беззубых хищников. Мертвый бегемот, которого «замариновали» в формалине и еще две недели показывали зрителям. И тут же, в соседних купе, музыка, танцы и шампанское рекой. Таков был и «самый великолепный на земле цирк братьев Бензини». Здесь пускали пыль в глаза и ни с кем не церемонились. Месяцами не платили рабочим жалованье, а порой и просто сбрасывали «лишние рты» с поезда.
Вчерашний студент и без пяти минут ветеринар Якоб Янковский и представить себе не мог, сколько испытаний выпадет здесь на его долю. Цирк, в который он попал, держался на крови, труде и страданиях. Но было в нем, как оказалось, место и для дружбы, взаимовыручки, верности и любви. И для тайны, которую Якобу пришлось хранить всю жизнь.
З.Ы. Жаль, что фильм не смог передать всей прелести этой не по-женски жесткой книги. Прекрасные актеры показали нам историю любви, а Сара Груэн все-таки рассказывала историю цирка, пусть неприглядную, но правдивую.
Вима