Счастливый расчет

Сегодня у нас в гостях – молодая красивая пара – Владимир и Светлана Львовы, родившиеся в Сарове и работающие на его градообразующем предприятии.
Владимир Львов вырос в семье научных работников и почти с рождения знал, что будет ученым. «Я рос в такой среде, которая и не предполагала другой профессии – чуть ли не первыми моими книжками были научные журналы, первой игрушкой – глобус, а первыми песенками – фольклор студентов-физиков. Правда, я чуть-чуть все же помечтал о космических полетах.
Поэтому после школы я подал документы в два института – в МГУ и МФТИ. В оба, кстати, поступил, но остался учиться в МФТИ. Решил (и до сих пор так считаю), что научное сообщество в МФТИ сильней, а административного высокомерия меньше. В МФТИ действительно оказалась сильная профессура и много талантливых студентов (у нас на курсе, например, учился будущий Нобелевский лауреат Константин Новоселов), но институтские годы пришлись на начало девяностых, и потому учиться приходилось, попутно думая о выживании. Это была и впрямь непростая задача в условиях подмосковного общежития: без горячей воды, порой без отопления и электричества, с разными подработками, с долгой дорогой до института.
Но как-то выжили и защитили дипломы, правда, половина «выживших» однокурсников уехала работать за границу, молодым специалистам уже было понятно, что заниматься наукой в России никто не даст».
– А вы, Владимир, рассматривали такой вариант?
– Я честно себе признался, что не готов расстаться с семьей и своим городом. Да и вообще – гордыня! Я подумал, что буду должен там искать способ зацепиться – через женитьбу на местной, например… И зачем мне это? Лучше я буду свободен от подобных проблем и поеду туда, где меня ждут, тем более что выпускник МФТИ на дороге не валяется. В то время нас действительно брали во ВНИИЭФ без вопросов.
Сейчас Владимир в свои тридцать восемь – старший научный сотрудник в 64 отделении.
– Я наконец «нашел» своего начальника – это Геннадий Алексеевич Рогожкин, мегапрофи, фанат большой науки, каких теперь мало.
– А как вы познакомились со Светой?
Владимир:
– Когда мы встретились, Света была дипломницей, выпускницей СарФТИ кафедры прикладной математики. Проходя практику в восьмом отделении, она попала в комнату к моей маме. Мама – Галина Александровна Львова – тоже была математиком, и мне часто приходилось заходить к ней… Мы стали переписываться со Светой в «аське», и я очень быстро понял, что это мой человек и на ней надо жениться. Нельзя сказать, что родственники с обеих сторон были сразу «за», слишком все быстро происходило, но это событие оказалось неотвратимым.
– Ваши дети тоже пойдут по вашим стопам?
Светлана:
– Маша – наверное, да. Володя ее воспитывал, как себя, колыбельные пел: «Папе завтра физику сдавать». Она еще в садике привела в ужас воспитателей, когда к ним пришел журналист в группу и задал общий вопрос: «Ребята, вы знаете, что такое наука»? И наша Маша стала рассказывать, как делится уран и как в результате высвобождается энергия. Сейчас дочь во втором классе 15-го лицея, учится хорошо, занимается легкой атлетикой у Марины Мочкаевой.
А Леша, кстати, ураном не интересуется, а говорит, что будет строителем, как дедушка.
– Тоже нужная профессия! Ну и все-таки ваш союз физика-теоретика и математика, наверное, очень продуктивен?
Владимир:
– Да, я проектирую, а Света рассчитывает изделия. Хотя, конечно, мне приходится работать и с другими математиками, не хочу их обижать, они тоже молодцы, но Света, с моей точки зрения, лучше всех. Зная ее, считаю, что она немного недооценена как математик и как программист. В общем, недовостребованный специалист широкого профиля.
…Хотя в защиту нашего института должен сказать, что в плане методик мы на голову выше смежных предприятий.
Мне приходится довольно много бывать в служебных командировках, и я могу сравнивать. И математическое отделение, кстати, у нас самое сильное в стране. И это заслуга и Ивана Денисовича Софронова, и Рашида Мирзагалиевича Шагалиева… И традиции у нас правильнее. Например, в Снежинске не берут на работу женщин-физиков и с трудом берут женщин-математиков. Понятно, что есть неудобства – больничные, декретные, семья, быт, но ведь женщины и внимательны, и исполнительны. А ждать принцев никогда не было хорошей практикой.
– Каким, по-вашему должен быть современный молодой ученый?
– Умным и разносторонним. Как говорил академик Харитон: «Чтобы добиться результата, надо знать в 10 раз больше того, что ты делаешь». Чтобы работать в современной науке, надо знать очень многое.
Хотя смотрю на старшее поколение и понимаю, что когда оно уйдет, настанут другие времена. Нам недостает их самоотверженности, преданности делу… У нас много паразитарных интересов – ремонт, машина и прочее…
– Но у вас-то, похоже, все в порядке и с квартирой, и с машиной. Машину водит глава семьи?
Владимир:
– Да, глава семьи. То есть Света. А точнее сказать, она не глава, а бриллиант, а я – ее оправа.
– Говорят, в тридцать восемь наступает кризис среднего возраста. У вас он проявляется?
– Может быть, хочется большего профессионального утверждения…
Но я, признаться, не очень стремлюсь к защите диссертации, потому что вижу: есть хорошие ученые без диссертации… а есть и диссертации без ученых. Притом диссертацию надо писать в свободное от работы время, а оно, конечно, дефицит. А ловчить на работе я не умею и не хочу. Но ничего – мой отец защитился в 50 лет и никто не говорил, что он плохой ученый.
– Вас не угнетает невозможность выехать за границу?
– Вообще-то мы были изначально готовы к этому. Хотя дети растут, хочется им мир показать. Да и отдохнуть не в Сочи, а в Турции или Египте. Наверное, все-таки режимщикам придется признать, что это устаревший принцип – не пускать ученых за границу. При развитии современной техники и коммуникации продать секреты можно и сидя в Сарове. А если серьезно, наверное, просто нужно доверять своим же ученым.
– И не скучно вам, таким деятельным, в Сарове?
Владимир:
– Может быть, и есть в стране город с лучшими условиями для воспитания детей, но нам его не видно…
К тому же мы можем здесь реализовываться в разных направлениях: Светлана – как спортсменка, она у нас лыжница, пловчиха, легкоатлетка, капитан команды своего отделения, а мы с друзьями боремся за вовлечение Сарова в игру «Что? Где? Когда?» – провели уже 14 турниров. Чем не игра для наукограда? Только вот беда – сейчас везде нужны имена и титулы: привезти сюда, скажем, Вассермана, как диковинку, это пройдет на ура, а вот вырастить своих вассерманов – это уже проблема. Хотя есть у нас и свои эрудиты и энтузиасты.

И.Егорова

1 комментарий

  1. Николай Анохин:

    Возможно, что Света – брильянт и глава,
    Вот только баранка – не та, блин, оправа…
    Но верю, что Львовы отыщут слова
    Для всех забугорных утех и загара!
    :-)

Добавить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree