Как воспитать разумного эгоиста?
Эта статья обращена к тем читателям, которые считают себя православными, кто окрестил своих детей и заботится об их достойном воспитании…
Учебник уже написан
В большинстве общеобразовательных школ Сарова прошли собрания родителей третьеклассников, посвященные введению со следующего учебного года курса «Основы религиозных культур и светской этики». Родители выбирали один из шести модулей данного курса. Согласно распоряжению минобразования Нижегородской области и приказу директора городского департамента образования, «допускается участие во встречах с родителями представителей религиозных конфессий, участвующих в реализации курса ОРКСЭ». Священники Саровского благочиния хотели бы иметь возможность посетить все школы, чтобы рассказать родителям о модуле «Основы православной культуры» (ОПК) и развеять распространенное заблуждение о том, что «не важно, что будут преподавать, ведь все модули про одно и то же, а важно – кто будет преподавать». Действительно, А.Я. Данилюк (автор первой и последней глав, которые одинаковы во всех учебниках) в рекомендованной «Книге для родителей» утверждает, что «ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой…». Но стоит вчитаться в текст, и видно, что дело обстоит иначе.
В нашем городе во время предварительного опроса (в ноябре прошлого года) 46% родителей выбрали модуль «Основы светской этики» (ОСЭ). Поэтому остановимся подробнее на этом учебнике и на его сопоставлении с учебником ОПК. Во-первых, отметим, что учебник по светской этике – единственный, чьи авторы пожелали остаться неизвестными. Все остальные учебные пособия авторы не постеснялись подписать. В аннотации сказано, что «светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше». Посмотрим, как эти намерения реализуются в учебнике.
О морали
В уроке 15 «Что значит быть моральным» говорится: «Cветская этика не дает готовых ответов на все вопросы. Ее задача – сделать выводы из исторического опыта человечества, оставив за каждым человеком право и возможность использовать эти знания для принятия самостоятельного решения и морального выбора» (стр. 35). Постоянно повторяется мысль о том, что «каждый человек сам может определять, что такое добро и зло» (стр. 34). Если ребенок усвоит эту идею, как родители и учителя смогут повлиять на него? Ведь у каждого своя правда… «Моральные нормы нигде не записаны… не имеют документального оформления (стр. 10-11)». Но как можно научить тому, что не имеет названия? Согласно же православному взгляду, нравственность либо абсолютна, либо ее нет. Основания нравственности – в четко сформулированных библейских заповедях.
О добре и зле
В учебнике ОСЭ добро определяется как «нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними» (стр. 12). Весьма расплывчато. Зато зло – конкретно, потому что «иногда важнее не допустить совершения зла, чем сделать добро». Приводятся примеры. «Зло – это сознательное унижение других людей, которое чаще всего проявляется в неуважении и нетерпимости к ним» (стр. 13). – А если унижение не сознательное? «Зло – обман, из-за которого те, кого обманули, совершают неправильные поступки». – А если обманутые промолчат, то это уже не зло? «Зло – насилие, которое подавляет свободу человека, лишая его способности к самостоятельности, или делает его недобрым». – Выходит, система наказания преступников или отделение психиатрии, где ограничивают свободу, – это безусловное зло? Урок 6 рассказывает, как в ходе исторического развития общества менялись представления о добре и зле, это – относительные понятия. Если так, то ребенку проще скорректировать текущие представления о добре и зле, чем улучшить свое поведение.
А в учебнике ОПК говорится, что «добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от этих добрых целей. У слова «зло» в православии есть синоним – «грех». Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. Грех противоречит голосу совести… Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью» (стр. 36-37).
О Совести
Это – одно из ключевых нравственных понятий. В учебнике ОСЭ есть урок «Совесть», где пространные рассуждения полностью обесценивает вывод: «Совесть все же очень личная оценка. Она может обманывать нас: напрасно хвалить или чрезмерно ругать» (стр. 49). «Чтобы избавиться от чувства вины, надо извиниться перед тем человеком, которого вы обидели» (стр. 45). Учебник ОПК предлагает в такой ситуации раскаяние: «Исправьте свою прошлую ошибку делом! Найдите дело, противоположное совершенному греху. Украл? – Верни. Солгал? – Наберись сил сказать правду. Пожадничал? – Подари. Сказал злое слово? – Попроси прощения. К сожалению, не всегда делом можно исправить причиненное зло… Но если такая возможность есть, надо спешить делать добро». Далее говорится о покаянной молитве к Богу: «Как работу надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порой до слез. Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями нет постыдной тайны» (стр.39).
О Добродетели
В учебнике ОПК «добродетель – это видимое проявление внутренних добрых свойств человека» (стр. 71). А в учебнике светской этики объясняется, что добродетель находится между двумя пороками: недостатком и избытком. «Щедрость – середина между расточительностью и скупостью… Мужество – середина между безрассудной отвагой и трусостью» (стр. 20-21). Рассуждая таким образом, понятно, что тот, кто делит «хлеба горбушку и ту пополам», поступает расточительно, а тот, кто отдал жизнь за другого, страдал безрассуд-ной отвагой. Добродетельный человек в светской этике – тот, который себе на уме, а христианская добродетель проявляется в жертвенной любви к ближним. Это – противоположные качества. Какие же нравственные идеалы предлагает детям учебник ОСЭ? Это – рыцари, джентльмены (например, Шерлок Холмс) и для девочек – леди (стр. 52-53). Урок 26 «Образцы нравственности в культуре Отечества» не предлагает ни одного конкретного имени. Ребенка учат «добродетели» разумного эгоизма, он является серединой между альтруизмом и эгоизмом (стр. 31). В учебнике ОПК утверждается противоположное: «Подвиг – это движение в сторону от эгоизма» (стр. 62). Вот вам и «единая комплексная учебно-воспитательная система»… Итак, каким хочет видеть ребенка курс светской этики? Какой образец положительного героя предлагает? Это – разумный эгоист, который хочет быть похожим на английского джентльмена или Шерлока Холмса, умеющий идти на компромиссы с совестью и способный в различных ситуациях сам определять, что такое добро и зло. Эти жизненные принципы метко выражены в русской пословице: «Хочешь жить – умей вертеться». Какое отношение это имеет к нашим отечественным идеалам? Никакого. Что и требуется осознать.
Родители должны быть активными
В целом учебник основ светской этики производит впечатление противоречивого, наспех написанного. В нем обесцениваются базисные ценности, которые являются фундаментом национального бытия, нашей культурной матрицей. Об этом модуле Святейший Патриарх прямо сказал, что он учит атеизму. Чтобы остановить нравственную деградацию общества, впервые в государственном масштабе вводится учебный курс, формирующий культуру ребенка на основании базисных ценностей. А учебник ОСЭ предлагает иное.
Напротив, в учебнике ОПК А.Кураева доступно показано, почему надо стремиться быть хорошим, чем привлекателен образ христианина. Он обращает внимание на то, что в русском языке запечатлены православные истоки нашей культуры – «спасибо» от «Спаси Бог!». Учебник ОПК рассказывает, что такое храм, монастырь, заповеди, икона. Дети имеют право это знать, чтобы не быть у себя на Родине иностранцами. Они проявляют большой интерес к этому, что подтвердили экскурсии в иконописную мастерскую ребят из летних пришкольных лагерей. Занятия так понравились, что школы предлагали сделать их регулярными, к чему иконописцы, загруженные работой, были не готовы…
По мнению Патриарха Кирилла, преподавание ОПК отвечает на запросы большей части православных сограждан. Образование не может быть прерогативой одного государственного ведомства, оно имеет отношение к жизни всего народа. Поэтому родителям следует позаботиться о том, чтобы их детям рассказали о православной культуре. Родители должны научиться занимать активную позицию, в том числе отслеживая качество преподавания нового предмета. Тексты учебников всех модулей ОРКСЭ в pdf-формате давно вывешены на сайте «Православный Саров», а сами учебники должны быть в школьных библиотеках. Спрашивайте их, изучайте. Не дайте воспитать своих крещеных деток разумными эгоистами. Те же, кто по неведению выбрал модуль «Основы светской этики», имеют полное право переписать заявление в администрации школы. Если у вас возникнут затруднения, обращайтесь к священнику Александру Брюховцу, помощнику благочинного по взаимодействию с системой образования.
Статья подготовлена редакцией сайта «Православный Саров» по инициативе Саровского благочиния Нижегородской епархии РПЦ
От редакции
Новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» начнут преподавать четвероклашкам в будущем учебном году. Сейчас в школах проходят ознакомительные родительские собрания, рассказывающие о возможных учебных модулях и учебниках. Редакция «ГК» приглашает к диалогу родителей.
Новый предмет надо было называть \Основы религиозных культур ИЛИ светской этики\. И писаться такой учебник из двух частей должен РАЗНЫМИ авторами!
А так – скрестили ежа со змеёй. Тогда бы уж сочинили более простой учебник об основах семейной жизни, где один родитель – верующий в бога, другой – атеист. Было бы больше пользы, ей-богу…