Ложка лирическая. Деревянная
Первые матрешки рисовались одним человеком от и до. А теперь, утверждают семеновские мастера, каждую матрешку делает бригада.
Один накладывает на заготовку грунт, другой пером в виде циркуля намечает окружность лица и наносит детали сарафана, а третий – расписывает. Ну а собравшиеся на открытие выставки горожане и их дети попрактиковались во всем сразу. И матрешки у каждого получились не похожие одна на другую, самобытные, авторские. И все это удовольствие собравшиеся в Музее народной игрушки получили благодаря матрешечницам из Семенова Наталье Бахаревой и Тамаре Корьевой. А помогали им, можно сказать, уже породнившиеся с саровским музеем коллекционеры из Нижнего Новгорода Наталья и Сергей Квачи. Ими ранее подарены не только федосеевские, ермиловские игрушки, но и нижегородские, а также пасхальные яйца, выполненные хохломской росписью. Еще один гость, коллекционер Борис Извеков, передал музею ложки и к ним технологию их изготовления и инструменты ложкарей. Семеновские мастера тоже приехали в Саров не с пустыми руками: от них музей получил коллекцию матрешек с семеновской росписью, особенно хороши яркие и неповторимые по колориту Боярыня с Боярином. Саровский умелец Николай Сергеев выставил в музее серию «Лирические ложки».
Что же касается мастер-класса по росписи матрешек, то мастерицы уверены, научить рисовать можно кого угодно. А уж тем более ребенка, у которого восприятие мира особенное: красочное, радостное. Искусствовед Наталья Квач на вопрос о том, как не купить на рынке подделку, ответила: «Хохлома – это стиль. Сейчас зачастую изготавливают не авторские, а коллективные произведения. Работают артелями, соблюдая все тонкости хохломской росписи».
Открытие выставки «От ложки до матрешки» украсили ритмичные выступления ложкарей ДШИ №2 (рук. В.Милов) и удивительно профессионально исполненный танец Алены Тарасовой (рук. Л.Рязанова).
Б.Аполлонова