В оценках разошлись
Несмотря на то, что зима ну никак не хочет нас оставить, реально ее дни все равно сочтены. Поэтому самое время сделать предварительные оценки завершающегося зимнего сезона. Для коммунальных служб города зима – самый сложный период. Пожары, засухи и пыльные бури случаются относительно редко, а вот снегопады, метели и гололед «радуют» нас ежегодно.
Редакция «ГК» организовала «круглый стол», на который были приглашены департамент городского хозяйства, ДЭП, Центр ЖКХ, а также представитель административно-технической инспекции (областная структура), контролирующей деятельность вышеуказанных служб.
Для участия в обсуждении были приглашены и некоторые депутаты городской думы. Однако ни один из них, к сожалению, на «круглом столе» не появился.
П.Хвень:
– Хотелось бы услышать вас, людей, от которых зависит коммунальное благополучие города, какова ваша оценка работы в прошедший период? Что удалось или не удалось, что нужно изменить к новому сезону? Насколько справедливы претензии?
С.Пронин:
– Зима для организаций, которые задействованы в коммунальном комплексе, всегда испытание. А главная сложность – это все-таки нехватка финансирования. Сегодня ситуация такова, что зарплаты низкие, труд дворников и дорожных рабочих социально непривлекателен. Это сказывается на результатах.
П.Хвень:
– Если бы была такая возможность, что: закупили бы больше техники, привлекли новых рабочих или повысили заработную плату имеющимся? И даже если станут платить по 50 тысяч, разве это как-то изменит привлекательность труда?
С.Пронин:
– Возьмем, к примеру, ДЭП. У них около 90 человек работают уборщиками территорий. Люди привозные – горожане не хотят работать в этой сфере. Хотя за счет внутренних средств предприятие платит им больше, чем это предусмотрено бюджетом.
Е.Ширяев:
– Наших – 37 человек, остальные приезжают из Мордовии. И молодежи среди городских рабочих нет – все предпенсионного возраста. У нас не хватает рабочих. Вручную чистим пешеходные переходы, автобусные остановки. Да даже вот пример: в городе 1618 опор освещения, и к каждой нужно очистить подходы – чтобы энергетики могли добраться до щитка на опоре. В Сарове 324 пожарных гидранта – они размещаются за бордюром, в метре-двух от дороги, их тоже надо очистить, иначе будут штрафы.
П.Хвень:
– А что тогда мешает поднять стоимость работ?
С.Пронин:
– ДГХ как заказчик при формировании проекта бюджета ежегодно выходит в департамент финансов с предложением об изменении подхода к финансированию.
В.Бусарова:
– Мы тоже – да и ДЭП – каждый год делаем расчеты. Выверяем, какая нужна численность для реализации муниципального контракта, какое количество техники и горюче-смазочных материалов… А в результате финансирование получается минимум в полтора раза меньше.
П.Хвень:
– Представители Центра ЖКХ, какова ваша оценка зимнего периода?
В.Бусарова:
– Обращу внимание, что мы, как и ДЭП, с этого года тоже вводим у себя двухсменный график работы. Привлекаем дворников и трактористов к работе в выходные. От безысходности даже вводим бригадный метод. Это чтобы хоть как-то заинтересовать людей – дать им ощутимую заработную плату. Не 4, а 12 тысяч. И у нас также работает много иногородних.
Всего 130 человек: 24 – механизаторы и чуть больше 100 – дворники. Около 40 – местные, а основную рабочую силу возим из Ардатова, Мотызлея. Кстати, положительная сторона иногородних в том, что мы привозим транспортом, и у них нет возможности куда-то в течение рабочего дня уйти. Их привезли в 4 утра, обратно отправят только в 5 вечера. Поневоле людям нужно работать. А у местных стиль какой? «Я поработал, устал и пошел домой». Иногородним идти просто некуда.
П.Хвень:
– А ресурс существует?
В.Бусарова:
– Мы стали платить трактористам до 25-30 тысяч, дворники могли получить в период обильных снегопадов до 19. Информация ушла за пределы города, появились люди, которые готовы работать. Но как только планка зарплат опустится – а бюджет у нас не резиновый – поток желающих иссякнет.
П.Хвень:
– Существуют определенные нормы по очистке территории. Депутат Кузнецов как раз упрекает службы в их невыполнении.
В.Бусарова:
– В документах четко прописано, что при стабильной погоде мы должны очистить до твердого покрытия пешеходные дорожки, освободить от снега бордюры. Что мы и делаем. Но это – подчеркиваю – в случаях стабильной погоды. Но есть снегопады, резкие оттепели. С нас требуют вычистить сразу все дворы в течение 12 часов с момента окончания снегопада. Это тоже не все понимают: вычистить – после окончания. Почищено всегда. Другое дело, что ширина тропинки утром сантиметров 50, чтобы люди могли на работу пойти. А потом, в течение дня, расчищаем дальше. Кузнецову надо правильно читать документы и вдумчиво с ними работать, если он задает такие вопросы.
Е.Ширяев:
– У нас есть муниципальный контракт. По нему допускается оставлять на тротуарах уплотненный снежный покров. Если снимать техникой – сойдет вместе с асфальтом.
П.Хвень:
– Александр Васильевич, вы, как представитель контролирующего и надзирающего органа, дайте оценку работе наших коммунальщиков.
А.Храмов:
– Я считаю, что Центр ЖКХ в этом году работал чуть хуже, чем в прошлом. К ДЭП меньше претензий.
П.Хвень:
– Вот одно из нареканий к ДЭП – выезды часто завалованы. В чем проблема?
Е.Ширяев:
– Мы должны максимально быстро очистить дороги первой очереди. Сначала очищаем все тротуары (а проехать по прямой – намного быстрее), потом возвращаемся и чистим выезды – после того как пройдет по дорогам техника. Вот в эти самые моменты – между первой очисткой и возвратом – появляются валы.
П.Хвень:
– На улице Московской у нас сплошняком идут торговые точки. Кто должен содержать территорию?
А.Храмов:
– Все хозяйствующие субъекты должны наводить порядок около своих торговых точек или там, где ведут какую-то деятельность. Если по документам границы их участка неизвестны, то руководствуемся постановлением правительства области – 5 метров от фасада. Но территории чаще всего грязные, еженедельно составляем протоколы. С января штрафы выросли с полутора тысяч рублей до трех-шести. Но многим все равно выгодней выплачивать их, чем содержать штат, технику. А что-то приостановить или запретить мы не можем.
Л.Шляпугина:
– Действительно, при формировании заказа мы берем минимальные ставки оплаты труда, берем средние, а не рыночные, расценки по ГСМ, рассчитываем перечень минимально необходимых технологических операций для уборки территории. Но бюджетная политика общая, она такая для всех.
Т.Горбачева:
– Вы понимаете, что складывается ситуация, когда нас финансируют по минимуму, а требуют по максимуму?
П.Хвень:
– У меня впечатление, что ДГХ недостаточно давит на департамент финансов. Если все по теоретическим расценкам, понятно, к концу зимы проблемы выползут.
Л.Шляпугина:
– У нас нет такого, что один департамент давит на другой. Администрация работает на единый результат.
П.Хвень:
– Давайте скажу по-другому: надо стараться доказать обоснованность своих расчетов. Видимо, у ДГХ не получается убедить департамент финансов?
Л.Шляпугина:
– Я бы так не сказала. Заказ на очистку внутриквартальных проездов стали формировать только 2 года назад. Раньше все эти территории убирались за счет платы за содержание и ремонт жилья. Но мы понимали, что денег этих недостаточно, и стали поддерживать Центр ЖКХ, формируя заказ на уборку проездов. Эти деньги позволили улучшить материально-техническую базу. Сейчас готовим реестр придомовых территорий, которые также будут убираться не за счет платы за содержание и ремонт жилья. Поэтому говорить, что сегодня муниципалитет вообще ничего не делает, нельзя.
Существующие правила благоустройства делают акцент на муниципальный надзор и контроль. Мы написали их для того, чтобы заставить заработать административные рычаги в отношении юридических лиц. Ведь не только за счет муниципального заказа содержится в чистоте городская территория. Порядок зависит от многих участников.
П.Хвень:
– Вопрос к Центру ЖКХ. У вас только один муниципальный заказ – на внутриквартальные проезды. А все остальное вы должны делать за счет платы за содержание и ремонт жилья? Этих денег тоже не хватает?
В.Бусарова:
– Мы перераспределяем средства. Убрали территорию, подготовили жилищный фонд к зиме (а это львиная доля средств населения) и по остаточному принципу – на ремонт подъездов. Эстетика страдает, но безопасность – крыши, дороги, тепло – это первоочередное. Других средств нет, есть тариф, который повышается только в определенных рамках – на размер инфляции.
П.Хвень:
– Предлагаю высказываться всем, кто этого еще не сделал.
В.Бусарова:
– Не соглашусь, что в этом году Центр ЖКХ хуже убирает свои территории. Я работаю в этой сфере более 30 лет. Есть что сравнивать. Всегда процесс был вялотекущим, а в этом году он идет очень живо. Мы никогда еще не выводили дворников и трактористов на работу в 4 утра. Мы никогда не работали в двухсменном графике, не привлекали к работе в выходные дни. А сейчас наши специалисты трудятся и в субботу, и в воскресенье, за что даже получаем жалобы от жителей – дворники мешают спать.
Никогда не было такого количества машин во дворах. Невозможно чистить крыши. Автомобили стоят вплотную к фасадам. То же самое касается внутриквартальных проездов.
И первый год с помощью ДГХ, ГИБДД, участковых реально штрафовали владельцев автотранспорта.
Е.Ширяев:
– Улицы Куйбышева, Радищева и Герцена очень сложно чистить. Сами по себе неширокие, они заставлены автомобилями. Как мы ни изворачиваемся, ничего не получается. Поэтому мы по графику сами ставим знаки, сами убираем и переставляем машины. И только таким методом можно что-то делать. И то бегут люди жаловаться в ГИБДД – «угнали!»
В.Бусарова:
– Мы просим помощи у СМИ. Нельзя постоянно бить нас, надо и помогать. Депутат Кузнецов хоть бы раз помог! Сколько я к нему обращалась, ответ один: «Вы обязаны». А вы не обязаны? Хотим сделать город чище и краше, так надо объединять усилия, а не тянуть в разные стороны, как лебедь, рак и щука. Сообща нужно действовать.
Е.Ширяев:
– И надо воспитывать народ. Многие не думают о коммунальщиках, которые пытаются навести порядок, они мыслят так: «Где хочу, там машину и ставлю».
В.Бусарова:
– У нас вчера было избиение. Пьяный водитель требовал расчистить место для стоянки его машины. Избил тракториста, а мастера оскорбил. Вызвали полицию.
И.Муравьева:
– Людмила Николаевна, в других городах есть частные компании, которые занимаются очисткой города. Есть ли они в Сарове?
Л.Шляпугина:
– Я не знаю ни одного города, где создавались бы частные организации на этом рынке.
О.Трунова:
– Наша семья переехала из Сибири, из Братска. Своего дворника, закрепленного за домом, я знала в лицо. В СМИ постоянно звучало, что Братск получал деньги из Фонда содействия реформированию ЖКХ. В последний раз называлась цифра 100 миллионов рублей. У Сарова есть возможность получать эти средства?
Л.Шляпугина:
– В программах Фонда содействия реформированию ЖКХ Саров не участвует, потому что у нас бОльшая часть многоквартирных домов находится в управлении муниципальной управляющей компании, а не частных. И это было осознанное решение – не отдавать рынок управления в частные руки.
Е.Ширяев:
– Да, здесь прибыли нет. За январь расходы дорожного участка превысили доходы на 2,5 млн рублей. Февраль – то же самое.
О.Трунова:
– Получается безысходность?
Л.Шляпугина:
– Нет. Мы движемся вперед, ДЭП и Центр ЖКХ обновляют технику, происходит оптимизация расходов. Хотя сегодня можно констатировать, что те доходы, которые мы гарантируем по контракту, не обеспечивают расходы при таких снежных зимах.
А.Виноградова:
– Напрашивается предположение, что надо глобально менять подход к финансированию. Мы застряли уже в ситуации постоянного недофинансирования.
Е.Ширяев:
– Все знают, что есть дефицит. Но он есть и по другим статьям. Спросите про содержание школ, про текущие кровли наших детских садов… – недофинансирование везде. Это общие проблемы бюджета. Ледовый дворец, например, за всю зиму подал только две заявки на вывоз снега.
И.Муравьева:
– Хорошо, а как же жалобы жителей? Это их завышенные ожидания? Люди говорят, что город стал убираться хуже.
В.Бусарова:
– Нет, не хуже.
Е.Ширяев:
– Я бы сказал, что лучше.
А.Храмов:
– Если сравнивать ситуацию по мусору, во дворах его стало больше. Везде складируется мусор. Выходят из подъезда и бросают пакеты, хотя у них есть мусоропровод.
Л.Шляпугина:
– График вывоза мусора уплотнили, объемы увеличили, организовали вывоз крупногабаритного мусора – два года назад не было ни одного, а сейчас по городу 44 восьмикубовых бункера. Кроме этого, департамент нашел нового оператора на рынке саночистки. Но мусора все равно становится больше.
Хотя на улицах практически нет рассеянного мусора, его убирали в течение зимы.
Е.Ширяев:
– Я бы предложил Центру ЖКХ собирать деньги с квартир, которые делают ремонт.
В.Бусарова:
– Как их вычислить? Мы же не полиция. Вот на ул. Силкина, 36 мы точно знали, кто выбрасывает мусор. На этого жителя мы собрали пакет документов, выдали предписание одно, второе… Выписали квитанцию на оплату, но нет – платить не хочет. В итоге в приказном порядке нас заставили весь этот мусор от подъезда вывезти.
А.Храмов:
– Соглашусь, что всех привлечь к ответственности не получается, хотя все обращения мы отрабатываем.
О.Трунова:
– А что в идеале должен делать житель, у которого идет ремонт?
В.Бусарова:
– Надо прийти в свой ЖЭУ и по бланкам строгой отчетности оплатить 392 руб. за каждый куб.
И.Муравьева:
– Каковы же уроки этой зимы с учетом претензий горожан?
Е.Ширяев:
– Мы ждем от ДГХ решения по новым противогололедным материалам для обработки тротуаров и дорог. Пока используем хлорид кальция (соль). Можно применять гранитную крошку, различные составы, плавящие лед. Свои предложения мы направили.
Л.Шляпугина:
– Поиск новых противогололедных материалов – этопервое. Второе – работа над оптимизацией маршрутов очистки, выстраивание логистики. Третье – закупка современных механизмов. И надо думать, как повысить зарплату. А еще работать не только над качеством уборки, но и оптимизировать утилизацию отходов. Сегодня мы раздельно собираем только ртутьсодержащие лампы. Думаем, как стимулировать строителей на вывоз строительных отходов, а жителей, социальные учреждения и предприятия торговли – на раздельный сбор.
Какие очевидные, на наш взгляд, выводы можно сделать из состоявшегося разговора. И ДЭП, и Центр ЖКХ считают, что они сработали на пределе своих возможностей. И, вероятно, они недалеки от истины.
Красной нитью в ходе всего разговора проходила тема о недостаточном финансировании. ДГХ, конечно, утверждает, что объем муниципального заказа основан на экономически обоснованных расценках. Однако если эти расценки позволяют зарабатывать занятым на уборке суммы не более 5-10 тысяч рублей, то не удивительно, что и убирать-то особенно некому.
Проблема кадров – тоже из разряда очевидных. Подавляющее большинство горожан работать за такие деньги считает ниже своего достоинства. И их трудно упрекнуть, когда они видят, сколько, не особенно напрягаясь, можно получить в некоторых других местах.
Как говорят наши коммунальщики: «Слава богу, что существуют Ардатов, Нарышкино и другие окружающие нас населенные пункты». На сегодня более 80% занятых на уборке города – оттуда. Некоторый кадровый резерв там еще имеется, но не за такие заработки.
Поэтому, как представляется, нужно более тщательно подходить к бюджету для данного вида деятельности. Надо все-таки пресловутые «экономически обоснованные расценки» (эту среднюю температуру по больнице) приближать к реальности. А это первейшая задача как раз депутатов.
Все перечисленное выше – это для профессионалов. А рядовой горожанин, делая оценку, не обязан знать всех этих деталей. Поэтому не удивительно, что эти оценки не всегда радуют городские власти.
Конечно, когда порой звучат мнения, что у нас чуть ли не хуже, чем везде, это не соответствует действительности. У нас лучше, чем почти кругом – достаточно было этой зимой поездить и походить по тому же Арзамасу или Нижнему.
Но лучше, чем почти кругом, не значит безупречно. Об этом нужно помнить, начиная подготовку к будущей зиме, которая обязательно придет вновь. И даже быстрее, чем хотелось бы.
Без сомнений, проблема уборки городских мест общего пользования архисложная. И её надо решать ВСЕМ МИРОМ! А у меня с ходу возникли 2 предложения (без шуток!):
1. У каждого дворника должен быть чёткий и видный номер (а лучше – имя-отчество-фамилия), для того, чтобы жители давали оценку работы КОНКРЕТНОГО работника. И зарплата его должна зависеть именно от этой оценки!
2. Водителей, паркующих машины на ночь, надо ЗАКОНОДАТЕЛЬНО обязать чистить от снега и грязи площадь, занимаемую его машиной плюс 1,5 м вокруг. Уклонистов от этого – штрафовать нещадно!
Я читаю вашу писанину просто офигиваю!Ва с людей требуеге качество работы не хрена им не плативши!!!!Кто по настоящему считал сколько стоит их труд???????Хорошо сидеть в тёплом помещении и рассуждать что дворники плохо работают.Ты подними свою толстую попу и просто пройди по этому участку пешком даже ни чего не делая наверно вспатееш!А почему тебя (трнуженник)так легко нанять на работу даже не обращаясь в службу занятости!Суки!!!!!!!!Делайте хотябы половину того что вы должны делать.Вы нанимаете на работу приезжих людей подьзуясь их незащищённостью сталкивая нас лбами и при первой же возможностьи не платить не платите при всём при том обвиняя свойц народ то тчто он ленив то что люди пьют.мЫ то может и пьём а вы пропи уже всё и ум и честь и совесть и И ещёсвою родину вас не сажать надо а стрелять!!!!!Как бешеных псов.И ещё.Если деньги за уборку будет платить неЖЕУ или ЖКХ а жильци домов на прямую в городе был бы порядок.Воровать надо меньше.У вас все виноваты.
А что ты сделал чтобы люди жили нормальноКУДА УХОДЯТ МОИ НАЛОГИ.&&&&&&&
Тебе зачем умник номер дворника или его ФИО.НАХРЕНА!Я мог бы тебя понять если бы ты ему деньги платил.А ты деньги ЖЕУ платиш!!!!!!!Вот с ЖеУ И СПРАШИВАЙ.Дворники мешки под мусор за свой счёт покупают а у них даже на это денег нет.Ты хоть что то понял???