Потенциал есть
Кластер – от английского «cluster» – группа, скопление (однородных предметов)
Вошедший в последнее время в обиход термин «инновационно-промышленный кластер» понимаю как механизм, с помощью которого его идеологи и организаторы надеются восстановить разрушенный за последние двадцать лет промышленный потенциал страны.
Сегодняшняя, преимущественно сырьевая структура экономики России бесперспективна и крайне рискованна для ее дальнейшей судьбы. Прежде всего это связано с географическими особенностями и богатством природных ресурсов нашей страны. Незаселенные просторы и природные богатства очень привлекают завистников. А урезонивать их в современных условиях может только индустриально развитая страна, обладающая необходимым потенциалом.
Но восстановление промышленности не может быть осуществлено одновременно во всех отраслях. Процесс разумно начать с отраслей, способных восстановиться скорее и способствовать концентрации внимания и средств, необходимых для восстановления других.
Атомная отрасль сегодня – одна из самых успешных. Она вышла из минувшего двадцатилетия с наименьшими потерями. Причем преимущество имеют предприятия, расположенные в так называемых моногородах Росатома – закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). В больших городах сохранить кадры (а значит, и «школу») было труднее.
В силу названных причин первые признаки успехов кластерного восстановления экономики страны следует ожидать при формировании инновационно-промышленных кластеров в ЗАТО Росатома.
Девять из десяти ЗАТО Росатома действительно моногорода, сформировавшиеся вокруг и на базе флагманов науки и индустрии Минсредмаша СССР (Росатома). Эти предприятия науки и производства и сегодня составляют цвет и гордость России. Они были и остаются школой формирования работоспособных коллективов, на протяжении 66 лет выполняющих жизненно необходимые для страны работы, плоды которых обеспечивают нашу независимость и неприкосновенность границ.
Как следовало бы реализовывать этот проект? В чем логика его построения?
Рассмотрим перспективы создания такого инновационно-промышленного кластера в Сарове. ВНИИЭФ по праву считается родоначальником атомного проекта страны. Здесь были получены первые впечатляющие результаты трудов огромной (мощнейшей) отрасли страны, здесь был заложен фундамент нашей неприкосновенности и мира на планете Земля. Во ВНИИЭФ в разные годы работали пять трижды Героев Социалистического Труда (академики Ю.Б. Харитон, Я.Б. Зельдович, А.Д. Сахаров, члены-корреспонденты АН СССР Н.Л. Духов и К.И. Щелкин), три дважды Героя Соц. Труда (директора предприятия П.М. Зернов и Б.Г. Музруков, главный конструктор ВНИИЭФ С.Г. Кочарянц) и двадцать шесть Героев Социалистического Труда.
За 66 лет деятельности ВНИИЭФ в нем работали:
- 20 действительных членов и членов-корреспондентов АН СССР и РАН;
- более 200 докторов наук, около 700 кандидатов наук;
- 112 лауреатов Ленинской премии;
- около 600 лауреатов Государственной премии.
Таких авторитетных действующих научных школ в стране меньше, чем пальцев на одной руке. Это знак отличия мирового уровня!
В 90-е годы в стране начали создаваться разнопрофильные малые предприятия. В Арзамасе-16 направленность многих из них была научно-промышленная. Это не удивительно. Ведь их создавали в основном выходцы из ВНИИЭФ, воспитанники той самой школы высшего уровня. Эта школа учила высокой ответственности за результаты своего труда, тщательности и высокой надежности.
Предлагавшиеся саровскими малыми предприятиями услуги в сфере высоких технологий оказались востребованными. Я хотел бы сосредоточить внимание на неприметном, чисто русском слове, без всяких модных иностранных примесей – «востребованность». Мы к нему еще вернемся…
Так вот, малые предприятия, сформировавшиеся в Сарове, познакомились с особенностями свободного рынка, за два десятилетия хорошо усвоили его правила и глубоко вникли в значение главного рыночного слова «востребованность».
Продать свою продукцию, свои услуги, т.е. оправдать цель своего существования (получение прибыли) в условиях свободного рынка можно только тогда, когда твоя продукция, твои услуги востребованы!
Сегодня можно утверждать, что в Сарове работает много успешных предприятий, продукция и услуги которых востребованы во многих регионах России и за ее пределами. Это ЗАО «Бинар», ЗАО «Консар», ЗАО «Система», ЗАО «Карат-Сервис», ООО «Бинар Ко», ООО «Глобал Тест», ООО НПП «Измерительные технологии» и др.
Их продукция и услуги востребованы при сооружении АЭС, при создании космических систем, используются Газпромом и другими предприятиями нефтегазового комплекса, в металлургической промышленности, при очистке воздуха от промышленных выбросов во многих отраслях. Хотя, конечно, перед их дверями очередь не стоит. Но именно поэтому можно утверждать, что эти предприятия очень нужны при создании вышеназванного кластера как механизма восстановления отечественной индустрии. Их главный козырь – умение продавать свою продукцию. У любителей импортных слов это умение принято именовать коммерциализацией.
Итак, в ЗАТО Саров реально существуют (имеются) два главных действующих лица, два дееспособных исполнителя небольшой частички общего проекта восстановления промышленного потенциала России кластерным методом:
- авторитетный флагман научно-технического прогресса ВНИИЭФ и
- опытный, закаленный в рыночных отношениях отряд высокотехнологичных предприятий негосударственной формы собственности (назовем их условно ВПНФС).
Я бы не спешил оценивать их роль в предстоящем процессе исходя исключительно из их физических размеров и степени известности. Есть маленькое зубило и большая кувалда. У каждого свое предназначенье, и они одинаково необходимы в конкретном технологическом процессе.
Вернемся к ключевым словам: «ИННОВАЦИЯ» и «ВОСТРЕБОВАННОСТЬ».
Инновация, как известно, – это внедренное новшество. Если его внедрили, значит, оно было востребовано. Кто-то это новшество придумал, кто-то догадался, где оно может быть востребовано, предложил потенциальному потребителю и обеспечил его продажу (т.е. внедрение).
В рыночной практике это далеко не всегда одно и то же действующее лицо. Не следует путать с выполнением заказа (например, госзаказа). У каждого из действующих лиц для инновации должен быть побуждающий стимул, мотивация и наработанный арсенал эффективных навыков.
В Сарове есть ВНИИЭФ с его безразмерной кладовой знаний, полученных при выполнении своего главного дела в традициях, заложенных его первым научным руководителем, приучившим досконально изучать многие пограничные проблемы. Хорошо известно, что не все эти знания применены на практике. Многие еще ждут своего часа.
В Сарове есть энергичный отряд «внедренцев», людей, научившихся превращать новшество в инновацию. До сих пор они успешно внедряли свои новшества, придуманные в своих немногочисленных творческих коллективах. А если их подключить к внедрению залежей безразмерной внииэфовской кладовой?
Мне довелось принимать участие в работе Сессии стратегического планирования в Сарове в сентябре 2011 года. Было очень приятно и даже радостно наблюдать, что и директор ВНИИЭФ В.Е. Костюков, и научный руководитель Р.И. Илькаев демонстрируют давно ожидаемую мудрость руководителей Великого предприятия, чей заслуженный авторитет не нуждается в каждодневной защите.
Эта мудрость прежде всего была продемонстрирована в добрых, без малейшего высокомерия партнерских отношениях с несравненно меньшими предприятиями. Было видно, что успех этих малых предприятий, добившихся заметных успехов в сфере высоких технологий в условиях открытого рынка, вызывает уважение и по достоинству оценен.
Такие наблюдения дорогого стоят и дают основания надеяться на успех в новом, извините за пафос, государственно важном деле.
Однако пора оценить роль и ответственность еще одного, едва ли не главного, участника грядущих свершений. Саровский кластер планируется организовать в ЗАТО Саров. Какова роль и участие в этих событиях жителей города, его граждан?
Очевидно, что организация кластера будет способствовать созданию в городе новых рабочих мест, увеличению поступления в городской бюджет налогов и сборов, а значит, улучшению социальных условий жизни населения. Всем этим нужно грамотно и расторопно распорядиться.
В традициях местной власти, депутатского корпуса и администрации города, оперативно реагировать на изменяющиеся внешние условия. Поэтому нет никаких сомнений, что муниципальной властью будут найдены самые эффективные формы объединения всех заинтересованных участников грядущих событий для успешного проведения в Сарове эксперимента по кластерному восстановлению отечественной промышленности и дальнейшему повышению социального и культурного уровня жизни заслуживших это горожан.
При этом хотелось бы надеяться, что в ходе реализации проекта на территории Сарова не будет забыта и такая немаловажная деталь, как необходимость формирования в городе обстановки «столичности». Если мы говорим о привлечении в город выпускников ведущих вузов страны, о стремлении делать город привлекательным для инвесторов, следует избавляться от исторически не свойственной нашему городу провинциальности.
Валерий Такоев, ветеран атомной энергетики и промышленности
P.S. Интуитивно догадываюсь, что где-то в рамках планируемого кластера должно найтись место не совсем чужому для нас Технопарку. Однако его «порт приписки» в Дивеевском районе нарушает логику построения кластера. Создаваемый кластер, решая главную, государственную задачу, в условиях рыночных отношений должен приносить налоговые поступления городу, где живут творцы и создатели этого проекта.
Не исключаю, что когда размещали Технопарк там, где он есть (с целью облегчить доступ потенциальным клиентам) не вспомнили, что закон «О ЗАТО» позволяет присоединять к ЗАТО другие территории, не внося их в общий охраняемый периметр.
Примеров реализации такой возможности в других ЗАТО Росатома достаточно.