«Яблоневый сад»: семь нянек в действии
Как и обещали в предыдущем номере, мы продолжаем разбираться с ситуацией в «Яблоневом саду».
От директора фонда «Доступное жилье» 14 июня поступил официальный ответ. В нем говорится о причинах бесконечных перенесений сроков сдачи поселка и о героических усилиях фонда:
«На ваш запрос сообщаю, что, несмотря на крайне сжатые сроки строительства, разрешение на вырубку было выдано 24.12.2010 года (аукцион по продаже права аренды земельного участка состоялся 23.11.2009 г.), сложные погодные условия и др., фонд «Доступное жилье» выполняет свои обязательства в части строительства домов. Кроме своих обязательств, фонд выполнил работы по вырубке леса и подготовке всей строительной площадки за других заказчиков-застройщиков: УКС ВНИИЭФ, ответственного за электро– и газоснабжение, и УКС администрации, ответственного за строительство дорог и инженерной инфраструктуры.
К сожалению, сдача в эксплуатацию построенных домов зависит от окончания строительства дорог и всей инженерной инфраструктуры: электро– и газоснабжения, водоснабжения, канализации, ливневой канализации и дренажа. Поэтому предоставить информацию о сроках сдачи домов малоэтажной жилой застройки «Яблоневый сад» может только УКС Администрации.
Фонд «Доступное жилье» готов к передаче домов инвесторам с ноября 2011 г.».
Гладко и недвусмысленно: ФДЖ – молодец, остальные – аутсайдеры, которые мешают фонду получить орден «За заслуги перед дольщиками». Какие-то УКСы виноваты в том, что продавшие жилье и до дна вычистившие семейные бюджеты дольщики месяц за месяцем мыкаются по съемным углам.
А теперь давайте вспомним историю проекта под названием «Яблоневый сад» после того, как он был с помпой презентован в Доме ученых ВНИИЭФ президенту Д.Медведеву.
Как все начиналось
Для строительства нужна земля. Как можно быстрее и как можно дешевле. Муниципалитет, понимая социальную значимость проекта для ВНИИЭФ, максимально оперативно оформил земельный участок и организовал процесс независимой оценки стоимости аренды этих 35 га. В итоге для аукциона цену на право аренды определили самую что ни на есть маленькую: 9 миллионов 722 тысяч. Объявили аукцион на право аренды, который должен был состояться 4 августа 2009 года. Но, видимо, в кругах, близких к ФДЖ, нашлись люди, решившие на этом сделать свой маленький бизнес. Говорят, что за этим «мистером Икс» стоит чуть ли не помощник прокурора. Уж очень быстрые шаги начала делать фирма-конкурент.
Короче, на аукционе 4 августа возник первый «сюрприз»: рядом с Игорем Викторовичем Беляковым, который представлял ФДЖ, оказался еще кто-то. И этот кто-то очень уверенно торговался. Когда он дошел до 100 миллионов 122 тысяч рублей, язык аукциониста заплетался, а мозги молодых специалистов, пришедших понаблюдать за процедурой, начали закипать. В итоге ФДЖ отстал, а победителем аукциона стал «СаровЭкоДом», директор которого, Василий Давыдюк (ранее известный, как директор «Экоцентра ЗАТО»), и подписал соответствующие документы. Для бюджета это могло быть выгодно: получить дополнительно 100 с лишним миллионов за право аренды. Но все прекрасно понимали, что эти дополнительные расходы потенциального застройщика придется компенсировать дольщикам.
Им, можно сказать, повезло, что «СаровЭкоДом» не выплатил в течение 30 дней эти 100 миллионов. Договор с компанией расторгли, а сад по-прежнему разбивать было негде.
Вновь был объявлен аукцион, для которого ужесточили требования к потенциальным арендаторам. Со 100 до 400 тысяч рублей увеличился шаг торгов, срок внесения платежа с 30 дней сократился до 3-х, а размер активов поручителей с 25 миллионов вырос до 50. Скорее всего, была проведена и другая работа по «вышибанию» конкурентов ФДЖ.
В итоге к 24 ноября 2009 года число претендентов сократилось до одного – собственно ФДЖ. По условиям аукциона единственному участнику было предложено заключить договор аренды указанного земельного участка по начальной цене. А именно, за 9 млн 722 тыс. рублей. И с этого момента начинается история с «фигой в кармане».
Комплексный обед заказывали?
ФДЖ, победив, по контракту брал на себя обязательства по комплексному освоению территории. А это значит не только поставить коробки домов и нахлобучить на них крыши (люди даже двери ставят самостоятельно, а некоторые – и окна). По договору фонд с момента заключения договора (24 ноября 2009 года) был обязан:
– в течение года подготовить и представить на утверждение администрации согласованные в установленном порядке проекты планировки и межевания территории земельного участка, включая градостроительные планы предназначенных для строительства земельных участков;
– в течение месяца после утверждения документации представить проект, решение инвест.совета (рабочей группы инвестиционного совета) при губернаторе области об одобрении реализации проекта, а также все экономические расчеты (расчет объема денежных средств, необходимых для создания сетей инженерно-технического обеспечения и объектов транспортной инфраструктуры);
– в десятидневный срок, защитив проект на комиссии, представить администрации план-график строительства объектов, в т.ч. инженерной и транспортной инфраструктуры, объектов благоустройства;
– не позднее 31.10.2012 года завершить строительство преду-
смотренных документацией объектов жилищного и иного строительства, инженерной и транспортной инфраструктуры, объектов благоустройства;
– в течение 30 дней с момента окончания строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры передать их безвозмездно в муниципальную собственность Сарова.
Главное – ФДЖ изначально должен был построить все: и дома, и объекты электро–, газо, водоснабжения, канализации, ливневой канализации, дренажа, транспортной инфраструктуры. Не просто возвести стены с крышами – сделать все, вплоть до благоустройства.
Впряглись
А с этого момента – самое интересное. Дебет с кредитом сходиться не желали. Расчеты были неутешительными: в тартарары летели громкие «23 тысячи за квадратный метр», о которых когда-то так бодро отрапортовали президенту.
Отступать было некуда. И начались поиски способов облегчить финансовое бремя дольщиков. Так родилось соглашение. Именно поэтому плечо фонду подставили администрация города и правительство Нижегородской области, а также Росатом в лице ВНИИЭФ. Взяли – хоть договор с фондом никто не отменял – на себя многомиллионные затраты по строительству инженерной и дорожной инфраструктуры, стали искать застройщиков. Но «рулил» на площадке по-прежнему ФДЖ, который даже не сумел сорганизовать помощников и увязать их действия. И получилась классическая ситуация с семью няньками.
Кстати, касательно гордого заявления директора ФДЖ: «Кроме своих обязательств, фонд выполнил работы по вырубке леса и подготовке всей строительной площадки за других заказчиков-застройщиков». Во-первых, интересно было бы посмотреть, как стали бы размежевывать территорию в глухом лесу и какие пируэты между деревьями начала бы выделывать тяжелая строительная техника. Во-вторых, в обязанности ФДЖ вменялось до начала строительства обеспечить подготовку земельного участка для строительства.
Вот в таком интересном свете предстают красивые слова, если вникнуть в вопрос чуть глубже. И такие «старожилы», как И.Беляков, это прекрасно понимают.
В.Танина
P.S. А пока фонд «Доступное жилье» пытается убедить своих дольщиков, что «он на свете всех милее», другие застройщики возводят новые дома в 21-м и 22-м микрорайонах города. И там не возникают бурные дискуссии с обвинениями в адрес УКСов или энергетиков. Разве что к благоустройству претензии, но новосельям это не помеха. Вот и задумаешься, кто виноват и что делать?