Обсчитать бомбу и коробочку чая
Еще молодые, но уже специалисты. Только из института, но уже трудятся над ответственными заданиями.
Евгений Порошин – из числа тех, кто мудрость и колоссальный опыт сотрудников ВНИИЭФ с десятками лет стажа за плечами разбавляет юношеской активностью и новыми подходами к решению задач.
Режим труда…
Коренной саровчанин, как он сам признается, о работе в Ядерном центре мечтал с детства.
Е.Порошин:
– Я хорошо учился в школе, поступил по целевому направлению в Нижегородский государственный университет имени Лобачевского, а диплом, конечно, писал на базе ВНИИЭФ. Так совпало, что в тот год наш механико-математический факультет как раз занялся подготовкой молодых специалистов под конкретные задачи Ядерного центра. И сейчас я работаю именно в том отделении, в котором проходил преддипломную практику.
Евгений – младший научный сотрудник отдела 0507. Вот уже четыре года он занимается вопросами прочности специзделий: численными расчетами – расчетными обоснованиями прочности спец.изделий. Вдохновенно дирижируя для примера жестяной коробочкой из-под чая, объясняет: «Мы вычисляем, что с ней произойдет, если, например, внутри нее действует определенное давление. Или, допустим, если сначала нагреть до 50 градусов, а потом резко охладить до двадцати». Расчеты сложные, математическое моделирование, пусть и с помощью специальных компьютерных программ, – вообще штука тонкая, даже творческая.
Отдел, где работает Евгений, помогает ИТМФ в разработке программного пакета «Логос» для суперкомпьютера. Это программное обеспечение ускорит проводимые расчеты, в том числе и в вычислении прочности объектов.
На вопрос, каково работать в институте с такой историей, среди многоопытных ядерщиков, Евгений отвечает, улыбаясь:
– Главное – интересно. Да, задачи ставятся сложные, и нередко решать их приходится в кратчайшие сроки. Но коллектив дружный, и в помощи никто не отказывает. Номинально старший наставник, закрепленный за мной с первого дня работы, натаскиванием больше не занимается. Но если возникают вопросы – иду к нему, к начальству, и получаю объяснение, совет. Хотя надо отдать должное уровню ННГУ – обучают там отлично, основы я знал, а тонкости всегда узнаешь непосредственно в ходе работы.
В том, что касается специфики отдела, сравниться пока сложно, но по части компьютерных программ Евгений порой сам подсказывает многоопытным коллегам. Говорит, приятно чувствовать себя полезным.
Параллельно с работой Е.Порошин учится. Первый год аспирантуры, в планах у него кандидатская, тему которой назвать отказался – секретная.
Физика, математика традиционно считаются мужскими науками. Женский ум, считается, под них не «заточен». Вот и ВНИИЭФ представляется по большей части «мужским» институтом. Но в отделе 0507 сильного и слабого пола примерно поровну.
– Женщины, кстати, даже более въедливые в плане и расчетов, и отчетов. Бывает, допишешь отчет, коллега проверит по просьбе – и хоть заново переписывай документ. И конечно, женщины делают обстановку в лаборатории менее формальной, а это помогает творчеству в работе.
Все коллеги, о которых с такой теплотой говорит Евгений, не только подставляют плечо в трудной ситуации, но и праздники отмечают так же дружно. Новогодние вечера – святое дело. Коллективно пишут сценарий, разыгрывают сценки, поют всем отделом.
В Ядерном центре вообще много «общественников». Например, в совете молодых ученых и специалистов их больше тридцати, есть представитель от каждого подразделения. Евгений – председатель совета своего отделения. Мы встретились, когда в городе на базе СарФТИ проходила конференция «Молодежь в науке», там Е.Порошин является секретарем секции инженерной науки.
…и отдыха
В свободное от работы время Евгений занимается с ребятами во Дворце детского творчества. Имея второй взрослый разряд по туристическому многоборью, он объясняет школьникам тонкости походного дела. Группу набрал в сентябре, до практики еще не добрались, но ребята, говорит Евгений, ходят на занятия с удовольствием.
Во ВНИИЭФ трудятся мама и брат Е.Порошина, так что к своей мечте Евгений шел с открытыми глазами. Знал, в чем выиграет, а чем придется поступиться – например, заграничными поездками:
– Ну да, не выездной, ну так что же? Отдыхаю в России, благо страна у нас большая и подходящих мест много. Просто они не так известны, как заграничные курорты. Да и «Новости» иногда посмотришь – тут массовое отравление отдыхающих, там теракт – и ехать в другие страны не хочется. В этом году отдыхать не поехал – делал на отпускные деньги ремонт в квартире. А еще у меня есть невеста, с которой в следующем году планируем сыграть свадьбу.
Краем уха слышала, что молодые физики, только-только получив диплом, в Саров едут неохотно. Скучно, мол, в нашем городе. Поинтересовалась у Евгения, что он считает по этому поводу.
– Не замечал, чтобы во ВНИИЭФ шли неохотно. Наоборот, каждый год из разных городов приезжают молодые специалисты, меньше их не становится. Коллектив Ядерного центра сильно омолодился в последние годы. Я иногда интересуюсь и спрашиваю новеньких. Говорят, нравится у нас работать. В этом году для тех, кто работает недавно, устраивали экскурсии по площадкам ВНИИЭФ. Единственное, на что жалуются – жилье в городе дорогое. Но это уже специфика ЗАТО.
А вообще Евгений уверен: скучно только скучному человеку, но его не только в Сарове – везде тоска одолеет. Активный и веселый где угодно найдет занятие по душе. И город или место работы тут ни при чем.
Т.Володина