«Перемога» Сергея Гаршина

Имя этого поэта у меня прочно связано с дружными нашими литературными семинарами, городскими и выездными, сопровождаемыми непременным чтением стихов.
Когда приходило его время, Сергей Гаршин иногда сам, а иногда препоручал коллеге-единомышленнику читать драматичное и звучное стихотворение-балладу об освобождении Киева, с не очень привычным для русского уха, но очень живым словом «перемога».
«Сержант – рязанец рыжеусый
Тут паренька прижал к груди:
– Чего кричишь? –
скажи по-русски!
А! Погоди-ка, погоди…
Ладонью грязный лоб потрогал
В известке, гари и пыли…
– Как говоришь-то: «Перемога»?
Выходит… Мы перемогли!..»

Сергей Гаршин родился в городе Донском 7 октября 1952 года. Детство не было легким – седьмой ребенок в семье, «поскребыш», хоть и добавил свой голос к общему хору, но не был баловнем семьи, рос «сам по себе», как многие послевоенные ребятишки. Отцом – участником Гражданской вой-ны, соратником Буденного и Ворошилова – Сергей очень гордился… Мама была на двенадцать лет моложе, и это создавало атмосферу настоящего русского патриархального уважения в большом семействе.
Высшее образование стало для Сергея не подарком судьбы, а честно заработанным достоянием. Сам поступил, сам окончил факультет технической кибернетики Тульского университета. Учился хорошо, при этом подрабатывая в стройотрядах и получая стипендию – так что была возможность самому себя содержать и даже помогать маме. Отслужил в армии в социалистической Венгрии.
А потом по распределению попал сюда: «С земли Сергия Радонежского и Льва Толстого я приехал на землю Серафима Саровского и Александра Пушкина».
Что касается привычки к чтению, то читать Сергей умел уже в три года, причем уверяет, что уже тогда делал это бегло и складно (лучше с тех пор не научился!). Вспоминает, как однажды подслеповатый сосед попросил его почитать вслух газету, вроде бы в шутку. Когда трехлетка стал бегло излагать ему главные социалистические новости, сосед не сходу поверил, что тот не выдумывает это из своей головенки. Когда убедился, что все так и есть, то дал Сережке красный червонец с изображением Ленина и сопроводил его словами: «Купи конфет и другим не давай. Они все дураки!..»
Правда, чтение чтением, а способность к писательскому труду проявилась не в детстве. А в юности, когда со всем пылом молодости пришлось окунуться в общественную жизнь: в армии и в институте был редактором батальонной и факультетской газет. Рисовал живые и острые карикатуры, к восторгу одних и тихой ненависти – других. Тогда же стал писать ироническую и сатирическую прозу в виде заметок. Даже публиковался в областной газете «Молодой коммунар». Параллельно начал писать лирику, зарисовки о природе…
Окончательное осознание себя писателем пришло в перестройку, когда эмоции так зашкаливали, что «или писать, или убивать». Однажды (уже в Сарове) Сергей смотрел с друзьями телевизор в общежитии. И в это время член некоей либеральной партии позволил себе неточно процитировать Бендера. «С такой высокой трибуны и перевирать классиков?» – воскликнул Сергей и засел за злую юмореску. Увидев усердие Сергея, друг Анатолий вдруг спросил: «А слабо тебе написать продолжение «Золотого теленка»? Так родился этот спор протяженностью в два года и с тысячей рублей на кону. Два года Сергей упоенно писал свой труд и написал книгу, сохранив характеры, метрику, стиль Ильфа и Петрова. Деньги за спор с товарища не взял, поскольку сам был доволен результатом труда… Правда, труду этому было суждено выйти тиражом лишь в два экземпляра, но свое дело он сделал – за время жизни и работы в Сарове Сергей написал восемнадцать книг. Среди них книги стихов и прозы – «Баллада о штрафнике», «Легенды Ядерного центра», «Ревизор» в стихах», «Несерьезно о серьезном», «Сказ о Сарове» и многие другие… Правда, изданы из них были только шесть, но своего читателя Сергей, безусловно, нашел.
С.Гаршин:
– Как я жил все это время? Да не только писал. Работал, занимался спортом, грибы собирал. Очень лес люблю!
– Что для тебя литература?
– Вольтер говорил: «Всякая литература имеет право на существование, кроме скучной».
И как, в свою очередь, говорил Роберт Рождественский о словах доярки в Кировской области – «Я знаю, что такое хорошие стихи, от них по коже мурашки бегут». На Руси всегда умели ценить и яркое слово, и солененькое словцо. Вот и пытаюсь зацепить мыслью эту народность…
– Кто твои любимые поэты?
– Ну, конечно, Пушкин. Из пейзажистов – Тютчев, Фет, Бунин.
Нравятся Боратынский, Алексей Толстой. Из современников – Высоцкий. Знаешь, почему? У Высоцкого нет ни одного унылого стихотворения. Даже на грани надрыва и отчаяния – надежда. «И прав был капитан – еще не вечер!»
Я тоже считаю, что поэзия должна быть жизнеутверждающей.
В сегодняшней России, где каждый второй находится в пограничном состоянии психики, нужно своими стихами проповедовать не уныние, а бодрость. А то мы лишимся последних…
Пусть после чтения стихов и прозы людям хочется не пойти повеситься, а… кувыркаться в овраге вместе с осенними листьями. Как в детстве.
– Сергей, ты работаешь со словом и над словом каждый день?
– Да, в общем, на месте не стою, но пишу лишь тогда, когда не писать не могу. Не надеваю галстук, не создаю атмосферы торжественности перед общением с письменным столом. Как у того же Высоцкого лучшими черновиками были ресторанные салфетки. Когда слово придет, оно найдет, где записаться.

Листопад

Летит и кружится листва
Сплошным потоком,
пестрым флагом,
И лентой, видимой едва,
Вся исчезает за оврагом.

Вот если б целый бы овраг
Листвой засыпало до края,
Вот вышел бы спортивный мат!
С такою толщиной играя,

С разбегу можно бы скользить,
Резвиться рыбкой, закопаться,
Кататься, змейкою юлить
И беспрерывно кувыркаться.

Хватило места бы на всех
Кто пожелает. Эй, скорее!
Пусть раздается звонкий смех.
Нас детство делает добрее.

Три Спаса

Три Спаса в августе, Три Спаса –
Три темных лика богомаза,
Три светлых образа святых…
В народе почитают их.

Три Спаса в августе, Три Спаса –
Природы дивные припасы
Полны янтарной красоты,
Свежи, душисты и чисты.

Три Спаса в августе, Три Спаса –
Мед, яблоко, орех в запасах.
Сам август –
самый главный Спас:
Он круглый год спасает нас.

И.Егорова-Крекнина

Справка
В настоящее время Сергей Гаршин работает в должности начальника научно-исследовательской группы (ИТМФ). Женат, имеет сына-студента.
Публиковался как автор в коллективных литературно-поэтических сборниках «Антология поэзии закрытых городов», «Вновь будет май», «Жили-были», «Стихи поэтов закрытых городов», а также в роман-журнале «XXI век» (г. Москва, редактор – В.Ганичев). Его юморески и сатира были опубликованы в журнале «Нижегородская провинция» (редактор – Л.Ковшова).
Является заместителем председателя городского литературного объединения «Саровские ключи».
Принимал участие в межобластных поэтических турнирах в Выксе.
Является трижды лауреатом городских литературных конкурсов города Сарова.

Добавить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree