Золотая обойма талантов 1970–1977

Хрущевская «оттепель» дала  жизнь не только поэтам-песенникам и расцвету таких журналов, как «Новый мир». Наступило счастливое время, особенно  в 1970 –х годах,  для  кинокомедий Гайдая, Рязанова, Захарова.
Золотая обойма  актеров советского кино:  Евгений Леонов,  Иннокентий Смоктуновский, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Юрий Никулин, Леонид Броневой, Евгений Лебедев, Михаил Ульянов, Зиновий Гердт, Олег Басилашвили, Валентин Гафт были «шестидесятниками» и по возрасту, и по образу мышления. Тоже – и в театрах. В «Современнике» и на  «Таганке» царили  Олег Ефремов и Юрий Любимов. А одним из самых приятных занятий простых советских людей той поры было праздничное застолье у телевизора. Телезрители буквально прилипали к экранам,  когда шел «Голубой огонек».

Какой праздник без «Голубого огонька»?

Правильно, никакой! Даже представить невозможно, что в самую волшебную ночь в году люди бы остались без любимой телепередачи. Почему она так называлась? Очень просто. Имелся в виду голубоватый свет от экранов наиболее распространенных тогда черно-белых телевизоров. Съемки проводились в Останкино. В «Огоньках» выступали ведущие деятели науки, культуры и искусства, а за столиками сидели передовики производства, космонавты, видные военные, а также гости из социалистических стран. На съемках была довольно непринужденная атмосфера – с  серпантином, летающим по студии, шампанским и угощениями. Участники программы поздравляли телезрителей с праздником, после чего артисты поднимались на сцену для выступления.
В перестройку новогодние телеконцерты перестали называться «Голубыми огоньками». Телеканал «Россия» возродил традицию в 1997 году. Выпуск был посвящен 35-летию первого «Голубого огонька» (готовился совместно с телекомпанией ВИД).
«Голубые огоньки» менялись со временем: от периода, когда съемка велась живьем в непринужденной обстановке, до идеологизированных (номера записывались задолго до показа по телевидению). В 70-е же годы даже в развлекательных программах сценарий строжайше утверждался в самом ЦК партии.

В соавторах – дорогой Леонид Ильич

Новогодний «Огонек» считался самым важным. Он подводил итоги года и длился всю новогоднюю ночь. «Комсомольская правда» писала про «Голубой огонек»: «На 1970 год пришлась «революция» на советском телевидении, на должность председателя Гос-комитета по телевидению и радиовещанию был назначен Сергей Лапин. «Новую метлу» на себе сразу же почувствовали все телевизионщики. В начале 70-х были закрыты многие развлекательные программы – КВН, «Кинопанорама», а те, что остались, подвергались серьезнейшей цензуре. Главными на телевидении стали чиновники.
– Я однажды видел, как Лапин просматривал новогодний «Огонек» и тут же выкидывал из него целые куски, так у меня волосы стояли дыбом, – рассказал «КП» бессменный ведущий «Огоньков» Игорь Кириллов.
Лапин мог заявить: «Я сегодня завтракал с Леонидом Ильичом. Он мне сказал, что лучше будет, если сделать вот так». После чего уже готовая программа переделывалась начисто. Правда, Брежнев был благодарным зрителем. Однажды после новогоднего «Огонька» Лапин вызвал редакторов программы и сказал: «Мне звонил Леонид Ильич и жаловался на вас». Потом выждал паузу и продолжил: «Огонек» был такой интересный, что он смотрел его до 5 утра и не выспался». За эту программу сотрудникам студии выплатили двойную премию – по 120 рублей.

Век  Примадонны

На 70-е пришлась и пора технического перевооружения советского телевидения. Готовясь к Олимпиаде, телевидение получило не виданные до тех пор возможности. Цветная пленка как будто специально была придумана ради ярко-рыжей Аллы Пугачевой. Ее взлет стремителен. В 1975 году она прославилась, победив с «Арлекино» на фестивале в Сопоте, а спустя полтора года уже была одной из ведущих новогоднего «Голубого огонька». Путь от неизвестности до мегазвезды Пугачева прошла за четыре года, и «Огонек» это в полной мере отразил: «Любовь одна виновата» и «Очень хорошо», «Все могут короли» и «Друг друга мы нашли», «Песенка про меня». Та самая, где «вы не верьте, что живу я, как в раю».

«Колючка» счастью – не помеха

Поколение наших родителей, в большинстве своем, не считало ту, не такую уж далекую по историческим меркам, пору временем «застоя». Особенно в Арзамасе-16, более или менее в силу своей закрытости экономически обеспеченном и, с точки зрения криминальной обстановки, спокойном. Жилось-то людям с чувством уверенности  в светлом завтра. Горожане усердно работали, по вечерам ходили без предварительного звонка (телефоны были лишь у единиц) друг к другу в гости, с удовольствием участвовали в культурных мероприятиях. Особенно сильна была художественная самодеятельность, театр пользовался большим успехом. Работала библиотека. В 1971 году открылась Детская художественная школа. В парке появлялись аттракционы.  Главной достопримечательностью парка были выступления ВИА «Нижний Новгород», основанного В.Цукановым и А.Кравченко, впоследствии много лет возглавлявшим Дом культуры строителей, заслуженным работником культуры.
Л.Шаткова, инспектор отдела культуры исполкома с 1968 года: – Я пришла работать к Ю.Потемкину. Он тогда заведовал отделом. Вдвоем все и делали. У нас были отличные отношения с управлениями первого и третьего заводов, с директорами клубов. Здорово помогал горком комсомола, возглавляемый в то время В.Такоевым. Такие самодеятельные концерты организовывали! Что-то наподобие «Голубых огоньков», а скорее капустники, проводили в круглом зале старого здания театра. Директором была Нина Кузьмина. Местное телевидение тоже яркие передачи делало, ведущей была красавица Лариса Иванова. А мы в пойме реки устраивали зимние праздники. То время, когда мы сами еще были молодыми, только создавали семьи, мне кажется очень хорошим. Умели радоваться жизни, самим себе устраивать досуг, создавать настроение.
– Зимние праздники начали устраивать еще при В.Лукьяновой в 1955 году. Она была зав. отделом культуры исполкома горсовета, – уточняет  директор Городского музея Н.Остриянская. – Дети той поры до сих пор вспоминают огромную горку в виде ледяной головы богатыря. Весь город собирался на веселье. Там проходили костюмированные самодеятельные концерты, устраивались народные пляски и проводились конкурсы.

«Вкус специфический»

Брежнев обожал цыган. Поэтому они были обязательны в «Огоньке». Главный же певец начала 70-х – Муслим Магомаев, чья слава была настолько великой, что даже Лапин пасовал. Редакторам говорил: «Вы понежнее с Муслимом, а то в следующий раз он к нам не придет». Критика на телевидении 70-х была уже не в чести. Даже главного сатирика Аркадия Райкина приходилось на съемках «Огонька» сажать чуть ли не в обнимку с героями труда, чтобы потом у начальства не было возможности его «вырезать». Протаскивать разрешалось только «отдельные недостатки». Но именно в «Огоньках» он выдавал свои знаменитые «вкус специфический» и «балерина крутится, крутится. Привяжи к ноге динамо-машину, пусть она ток дает в малоразвитые районы».

Икра – вразвес

Редакции исторического проекта задала вопросы Н.Петрова: «В Сарове всегда так же, как теперь, отмечаются новогодние праздники? И правда ли, что советское шампанское первых лет выпуска было гораздо лучше по качеству и вкусу?
Ответим сразу: мы нашли человека, который приехал в город в военные годы. Это Михаил Васильевич Вакин. Он-то и рассказал, что в довоенное время завод № 550 еще назывался коньковым (выпускали санки, коньки) и лишь позже стал производить снаряды для «катюш».  А с 1947 года Михаил Васильевич работал уже на первом заводе ВНИИЭФ. Он помнит тяжелые послевоенные годы, когда особо праздников не отмечали. Жили по карточкам, по которым выдавали по 800 граммов хлеба в сутки. Работали каждый день по 12 часов, чтобы, по его словам,  «нагнать американцев». И лишь в 1949-м, после испытания бомбы, немного стало полегче. Отменили карточки. А в 50-е и вовсе стало хорошо. Впервые попробовал крабов. А красную икру привозили в бочках. И стоила она 3 рубля 30 копеек за килограмм.
К Новому году ходили в лес за елками, тогда лес был кругом. И никто, конечно, не запрещал украшать дома зелеными красавицами.
По поводу шампанского М.Вакин не берется утверждать, вкуснее ли оно было… Тогда все радовало и казалось замечательным. Главное, что ценилось, – возможность дружить семьями, собираться за праздничным столом.

Шампанское – каждой советской семье

Вместо справки. Довоенные газеты писали: «Товарищ Сталин занят величайшими вопросами построения социализма в нашей стране. Он держит в сфере своего внимания все народное хозяйство, но при этом не забывает мелочей. Товарищ Сталин сказал, что стахановцы сейчас зарабатывают много денег, много зарабатывают инженеры и трудящиеся. А если захотят шампанского, смогут ли они его достать? Шампанское – признак материального благополучия, признак зажиточности».
В 1937 году с конвейера Донского завода шампанских вин (оснащенного технологическим оборудованием французской фирмы «Шоссепье») сошла первая бутылка «Советского шампанского». В 1938-м А.Фролов-Багреев утверждается главным шампанистом треста Главвино СССР. Переход на отечественную технологию и аппаратуру, которые существенно отличались от зарубежных (брожение и охлаждение шампанизированного вина осуществляется в одном и том же аппарате), позволил улучшить качество шампанского. За разработку и широкое внедрение в промышленность новых технологий и аппаратуры производства шампанских вин резервуарным способом в 1942 году Фролов-Багреев удостоен Сталинской премии. С награждением связана легенда: Иосифу Виссарионовичу принесли список кандидатов на премию его имени. Узнав, что среди них есть шампанисты, вождь потребовал принести ему само вино. Во время дегустации напиток показался Сталину слишком кислым. Тут же на заводе брют в срочном порядке подсластили ликером – «отец народов» остался доволен, и список лауреатов был подписан.

Добавить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree