Как пройти в библиотеку? Мы покажем!
…Действо началось – и дюжина семи-девятилетних детишек и чья-то бабушка благоговейно уставились на Богдана и Марину. Баритон и шелестящий девичий голосок умолкают – и малышня уже тянется отвечать на «вопросы по содержанию»: «Я, я запомнила, можно скажу!». А потом по той же книжке проговаривают рэп за Богданом…
Подростки из молодежной инициативной группы «Нокаут» в детской библиотеке читают вслух «Лето в Ключах» саровчанина Павла Тужилкина. Вроде ничего особенного – ну кому в детстве не читали?
Аз, буки, веди
Еженедельные коллективные чтения, книжные флэш-мобы – чего только не навыдумывали библиотекари вместе с инициативной группой подростков. Кому-то в детстве не читали вслух? Возможно, в этом одна из причин детского не-чтения, считает Татьяна Плохотник, замдиректора детской библиотеки:
– В последнее время говорят, что растет нечитающее поколение. Мы же, библиотекари, видим несколько иную картину. Идет резкое расслоение: сейчас либо совсем не читают, либо читают много, глубоко и вдумчиво. Процент читающих – по-настоящему читающих – остался неизменным: 3-5% населения.
Если ребята читают, то что? Летом –
программу. У каждой параллели свой обязательный список. Но школьные учителя вольны выбирать произведения для изучения. Просмотрев три разных списка книг для будущих девятиклассников, поняла, что имела в виду Т.Плохотник, говоря о «расслоении». Первый – вполне «щадящий». Всего-навсего два десятка произведений: русская литература XIX-XX веков и зарубежная. Второй – в полтора раза обширнее, иностранной литературы в нем значительно больше. А третий вообще на уровне вузовского.
Еще многие дети увлечены фантастикой и фэнтези. Пользуется читательским спросом Д.Емец, и даже больше, чем «исходник» – Д.Роулинг: «Сколько я наблюдаю, дети, которые прочитывают их, обязательно приходят к Стругацким. Обязательно приходят к Булгакову». Девочки читают серии «для девочек», мальчики, соответственно, «для мальчиков». Не забыты ни А.Алексин, ни К.Сергиенко, ни Ю.Томин, ни В.Осеева.
А «нокаутовцы» Богдан Тысенчук, Марина Петрова и Светлана Козлова-Бабанова среди только что прочитанных – и перечитанных! – назвали корреспонденту и «Мертвые души», и «Евгения Онегина» («Пушкин – это круто!» – заявил Богдан), и С.Есенина, и А.Ахматову…
В общем, о не-чтении говорить пока рано.
Накануне в Маяковке наблюдала деда с внуком. Они стояли у каталога и подыскивали литературу все по тому же программному списку. Парнишка вдохновенно перекорялся с дедом: что выбрать. На любезный вопрос библиографа Марины Незамаевой, чем помочь, гордо дуэтом ответили, мол, сами справятся.
Глаголь, добро. Есть?
Пока мужчины топтались у каталога, корреспондент «ГК» ввязалась в экзамен по детской литературе – в игру «Книга с историей». К жгучему стыду, на «отлично», если б ставили оценки, не сдала бы. Но если у вас, уважаемый читатель, выдастся свободный час – зайдите с детьми или внуками в Маяковку, попросите включить ее! Деток развлечете и заинтересуете, свою самооценку ой как повысите, а заодно обязательно найдете то, что до сих пор не прочитали, а стоило бы. Ну хотя бы посидите в сквере у фонтана с книжкой, которую библиотекарь вам предложит.
Что в библиотеке имени В.Маяков-ского сейчас спрашивают читатели? Анна Махмудова, библиотекарь:
– «Раскрученных» авторов, о которых много говорят в СМИ: В.Пелевин, Л.Улицкая, Д.Рубина, Б.Акунин, М.Веллер, наш земляк Захар Прилепин… А вот молодежь ориентируется на критерии своей субкультуры. Часть подростков увлечена компьютерной игрой «Сталкер» по мотивам «Пикника на обочине» А. и Б. Стругацких. По ней издана серия «Сталкер», которая пользуется стабильным спросом в основном у мальчиков. Подростки, заинтересовавшись этой темой, затем читают о Чернобыле и далее расширяют границы темы…
Есть – по аналогии развития интересов – компьютерная игра, посвященная танкам и танковым сражениям Второй мировой войны. На этой волне дети начали брать литературу о вооружениях того периода, а «особо продвинутые» – уже читают и об исторических событиях. Но, случается, спрашивают и «Майн кампф»… У нас ее нет и быть не может – внесена в федеральный список экстремистской литературы. А интересуются дети до 15 лет. Согласитесь, настораживает.
Еще подростки читают фантастику, фэнтези, вампирские саги и оскорбляются, когда им предлагают одно вместо другого. А вслед за ними, «чтобы быть в курсе», и их родители «грызут» «Сумерки» и «Полнолуние» Стефани Майер.
По мнению библиотекарей, интересен спектр чтения молодых специалистов, которые только-только приехали в город и нашли, «где у вас тут библиотека, нам бы что-нибудь почитать».
Эта категория читателей, в отличие от основного контингента, потребляющего вариант «лайт», берет русскую классику либо зарубежную философию. Просто чтива не приемлют. «Я понимаю, что далеко не все молодые специалисты приходят в библиотеку. Может, влияет имидж «города науки»… Как знать. Но у них серьезные запросы и серьезный подход к чтению», – говорит главный библиотекарь-библиограф М.Незамаева.
Основной же контингент читателей Маяковки – люди старшего и среднего возраста – читает развлекательную литературу: детективы, «про любовь», фантастику-фэнтези, мемуары. Близко к ним книгочеи по «премиальным спискам». Недавняя премия «Супернацбест», врученная нижегородцу Захару Прилепину, вызвала бешеный всплеск интереса к его творчеству. На полках его книг не осталось.
«В садах других возможностей»
Библиотеки, как известно, бывают разные. Пока речь шла о муниципальных. Бешеных денег на приобретение новинок у них нет. Потому не сбрасываем со счетов библиотеки личные. В любимой Маяковке специалисты говорили, что горожане среднего возраста и среднего же достатка для удовлетворения своих интеллектуальных запросов подключают технико-финансовые возможности. Книги либо покупают (Москва, Питер, Нижний, интернет-магазины), либо читают в Сети, либо вкачивают тексты в электронные книжки.
Просмотрев сайт книжного магазина «Москва» с Тверской, сопоставила их список бестселлеров с требованиями читателей Маяковки. Во многом перечни пересекаются, только московский чуть пошире. Больше иностранной литературы. Кроме книг и авторов, что уже назвали саровские библиотекари, в него входят оба Мураками, естественно –
Гарсиа Маркес, Мюриэль Барбери, безвременно почивший Стиг Ларссон с трилогией, Эрнест Хемингуэй, Дик Френсис, Омар Хайям, Колин Маккалоу (причем не «Поющие…»), Курт Воннегут, Рэй Брэдбери. Есть книги, ничем, кроме агрессивной рекламы, не примечательные. Есть и русские новинки: Е.Примаков, Л.Петрушевская, А.Иличевский. А скоро выложат новый роман несравненного Владимира Орлова «Лягушки».
…Будем ностальгировать по «самой читающей в мире стране – СССР»? Не-а… Помнится, лет двадцать назад всерьез говорили о том, что мы читать почти перестали. Потом – новая волна: мол, читают люди всякую низкопробную литературу! Лет пять назад вновь загомонили: караул! книги в забвении, читают с экрана! Проблему как минимум лет полтораста обсуждают. Еще конъюнктурщик Некрасов писал: «Эх! эх! придет ли времечко, Когда… мужик не Блюхера и не милорда глупого, Белинского и Гоголя с базара понесет». Как до нас обвиняли народ в потреблении текстов-«лайт», так и после нас будут. Но универсального критерия нет и быть не может.
А по мне, так лишь бы читали!
Т.Криницкая
Еще раз от себя благодарю и Т.Криницкую и газету «Городской курьер» за отличную публикацию. Спасибо!