Поле долгосрочной ответственности
2 мая на заседании комитета городской думы по экономической политике, градостроительству и городскому хозяйству должна была подробно рассматриваться ситуация с реконструкцией стадиона «Икар».
Кворума не собралось, заседание перенесли, но было понятно, что вопрос животрепещущий и нельзя упускать время, поскольку началась закладка основания футбольного поля. Поэтому мы решили взять комментарии у различных сторон.
С инициативой рассмотреть вопрос по «Икару» на комитете городской думы выступил председатель футбольного клуба Сарова Сергей Безруков:
– Я поднял этот вопрос, чтобы придать его рассмотрению официальный статус. Основание, подложка футбольного поля – это его фундамент, залог качества. Беспокойство у меня возникло, когда увидел, что привезли не гранитный щебень. Сам камень, возможно, имеет нормальную плотность, но окутывающая его взвесь может забить щели между камнями, а это ухудшит дренаж, приведет к заболачиванию основания. Есть сомнения и по песку. Его красный цвет говорит о большом наличии суглинка, что также ухудшает дренаж. Кроме того, мне известны попытки строителей договориться с эксплуатирующей организацией об уменьшении размеров футбольного поля. Как председатель футбольного клуба Сарова хочу получить официальную справку.
Все знают, что этот проект – мое детище, я занимаюсь развитием футбольной базы в Сарове уже одиннадцатый год. Нужна абсолютная гласность. Чтобы директор стадиона и председатель футбольного клуба еженедельно собирались вместе со строителями на рабочие совещания и обсуждали ход работ.
Проект изначально был сырой, так как организация-проектировщик не имела достаточного опыта. И когда в качестве субподрядчика мы привлекли фирму с колоссальным опытом строительства стадионов по всей стране –
«Интраст», она значительно доработала проект. Но от этого уровня могут отойти, делая одно за другим технические решения. К сожалению, такая практика существует.
Мне жалко бюджетных денег. Надо сделать так, чтобы не тратиться на доработку через пять лет, когда кончится гарантийный срок. Все изменения –
повод для дискуссии, но она пока не ведется.
Состоялся разговор и со строителями –
гендиректором ООО «Инвестстрой-Приволжье» Владимиром Орловым, его заместителем Андреем Четвериковым и представителем субподрядчика – фирмы «Интраст», специализирующейся на строительстве плоскостных сооружений, Вячеславом Дружининым.
Генподрядчик предъявил проект и пояснил, что собирается использовать в основании поля щебень из плотных осадочных пород марки 600. Он соответствует указанному в проекте ГОСТу 8267-93.
В. Орлов:
– Гранит – это идеальный вариант. Гранит рекомендован. Но есть ограничения финансовые, и проект не регламентирует, щебень какой марки использовать. Поэтому мы взяли не рекомендуемый (марка 1000), а допустимый вариант.
На поле 2 мая уже было проведено первоначальное разравнивание песчаного слоя (пирога). Причем два вида песка, сильно отличающиеся по цвету и сыпучести, желтый и красный, беспорядочно перемешаны.
В.Орлов подтвердил, что «красный цвет песка – от глинистых примесей». Но песок привезен из одного карьера в Кременках, и есть паспорт, по которому видно, что характеристики материала подходят для данных работ. По нему содержание глинистых частиц 2,3. Это соответствует регламенту, принятому при возведении таких сооружений.
.Дружинин:
– Коэффициент фильтрации песка хороший, никаких проблем не будет. Щебень тоже хороший. Коэффициент разложения у него 2% при норме 5%. Это в два раза лучше. … Поле будет нормальное, мы такие же поля делали для клубов «Динамо», «Спартак»… В Казани использовали известковый щебень, белый, но и там качество получилось прекрасное. Все паспорта по песку и щебню, которые выдают нам карьеры, отсылаем к своим проектировщикам в Москву, чтобы они подтвердили, что использовать данный материал можно. И только когда дают добро, тогда заказываем партии.
Председателя футбольной организации также волновало, что могут быть уменьшены размеры поля.
В.Дружинин:
– Да, мы уходим от высоковольтного кабеля, но размер поля при этом не меняется, его просто перемещаем на три метра.
В.Орлов и А.Четвериков подчеркнули, что они несут ответственность не только за свои слова, но и за само сооружение в течение пяти лет. Если оно будет некачественным, фирме придется за свой счет исправлять недочеты.
А.Виноградова