«Он стал нижегородцем…»
8 августа 2012 года исполняется семь лет с того дня, как областное Законодательное собрание впервые утвердило на пост главы региона кандидатуру Валерия Шанцева.
С тех пор много воды утекло. И от самих нижегородцев, и от гостей нашей области теперь часто можно услышать: «Как многое изменилось!». Экономика встала на ноги. Нижегородскую область все чаще называют лидером в таких отраслях, как строительство, сельское хозяйство. Сегодня к нам в область едут делегации из других регионов страны, чтобы перенимать передовой нижегородский опыт. Честное признание трудностей и понимание, как их решать, вызывает еще большее доверие к губернатору. Однако экономические успехи не могут ответить на вопрос, который, наверное, интересует многих и многих нижегородцев: «Как изменился за эти семь лет сам губернатор Валерий Шанцев?».
Сегодня уже мало кто помнит, как в 2005-м воспринимали в России нашу область – третий регион страны, который из «локомотива реформ» превратился в «регион разбитых надежд». Должен был появиться руководитель, способный навести порядок, поэтому назначение губернатором Валерия Шанцева многие восприняли как благой знак судьбы. Оправдал ли он наши надежды? Социологи утверждают однозначно: «Да!».
Неудивительно, что, по последним данным Института социологии РАН, если бы выборы губернатора состоялись сегодня, то Шанцев одержал бы убедительную победу, набрав более 81% голосов.
Отвечая на вопрос, кто из губернаторов Нижегородской области новейшего времени больше всего сделал для региона, за Шанцева свои голоса отдали 74,5% респондентов.
Для сравнения, Склярова назвали 10,5%, Немцова – 9%, Ходырева – 5%. Сегодня в городах и районах области Валерия Шанцева все чаще называют «НАШ губернатор», и этот неофициальный «титул» дорогого стоит, ведь заслужить искреннее расположение людей можно только конкретными делами.
Очевидно, что Валерий Шанцев за несколько лет сумел изменить облик нашей области – ведется активное строительство. В областном центре достроены цирк и метромост, на подходе – пуск метро в верхнюю часть города. К 2015 году будет построен новый мост через Волгу параллельно существующему Борскому мосту, еще один мост свяжет Бор с областным центром в районе Подновья. Эксперты дорожного строительства заявили, что при Шанцеве в пять раз увеличились темпы строительства южного автодорожного обхода Нижнего Новгорода. Если до 2008 года строилось 1,2 км в год, то после – 5,3 км в год. К 2013 году дорога дойдет до трассы М7 «Волга».
Как Нижегородчина за семь лет повлияла на цельную натуру самого губернатора? Мы обсудили этот вопрос с членами семьи Валерия Шанцева.
– Папа – самодостаточный человек. Он и нас, своих детей, учил тому же – быть независимыми в суждениях, с уважением относиться к чужому мнению, – рассказывает дочь Валерия Павлиновича Светлана, которая в детстве мечтала стать балериной или фигуристкой, а стала директором школы. – Я старший ребенок в семье, и у нас как-то традиционно получилось: маленький – с мамой, я – с папой. Причем, несмотря на то, что брат младше, я его очень уважаю, прислушиваюсь к его советам. Папу же я хорошо понимаю. Всегда знала, что, если мама сказала «нет», то это действительно «нет». Но ведь можно попробовать решить вопрос с папой!
Всю жизнь для папы я – товарищ. Мы вместе катались на лыжах, ходили на рыбалку. Так что я хорошо рыбачу и отлично бегаю на лыжах. Помню, едем кататься, папа привязывает меня к себе и – вперед. А дальше упала, не упала – неважно (смеется). Зато быстро научилась.
Помню, когда мне было шесть лет, мама и папа приходили с работы, мы садились ужинать. После ужина, несмотря на то, что на улице было уже темно, мы все вместе выходили на каток, чтобы научить меня кататься на коньках. Потому что мне этого очень хотелось. Родители вставали друг против друга, а я каталась от одного к другому. И это после рабочего дня, несмотря на усталость. Сейчас часто задаю себе вопрос: «Я на такое способна?» Наверное, не всегда. А они это делали.
К папе я обращаюсь лишь по самым важным вопросам. Понимаю, как он занят, как мало у него времени и как много сил отнимает работа. При этом точно знаю, что он в курсе всего, что происходит в нашей жизни. И если что-то случится, он обязательно поможет. Равно как и я ему.
– У отца есть редкое качество – он умеет так организовать и насытить событиями время, что все вокруг него приходит в движение, – говорит сын Валерия Павлиновича Александр, успешный столичный ресторатор, отец двоих детей. – Помню, в детстве мы с папой все время что-то делали вместе. Ездили на юг, строили загородную дачу на шести сотках, в музеи ходили, занимались спортом.
Я всегда больше всего в жизни ценил свободу. И отец всегда уважал мой выбор. В юности мечтал стать хоккейным тренером, даже работал помощником в клубе «Динамо», но в начале 90-х годов оказался на распутье. Хотел попробовать себя везде, бросил спорт. Помню, отец тогда только одно сказал: «Мне очень жаль, конечно, но это твой выбор. Потом будешь сам разбираться». Теперь иногда в шутку ругаю родителей, что не заставили меня продолжать хоккейную карьеру, а дали свободу.
Я не бравирую именем своего отца. Это неправильно, на мой взгляд. Убежден, что известность надо заслужить собственными поступками. Если же популярность дается вам по праву рождения, то тогда в ней больше минусов, чем плюсов.
– Валера – государственный человек, и дома он не свободен от тех задач, которые необходимо решить, поэтому, по возможности, я стараюсь свои проблемы решать самостоятельно, но если мне требуется его совет, то я всегда его получу, – поделилась супруга губернатора Татьяна Владимировна. – Как бы Валера ни был занят, он не оставляет без внимания ни одно семейное событие. Я всегда чувствовала его заботу о себе и детях. У нас есть традиция – мы все праздники отмечаем в семейном кругу: на столе мои пироги – для мужа с капустой, для детей с мясом. И хотя дети выросли, у них свои семьи, мы по-прежнему собираемся вместе, просто нас стало больше.
Мы с Валерой знаем друг друга с 15 лет. Он не сразу стал влиятельным и известным человеком. Его становление – огромный труд всей сознательной жизни, и происходило оно при участии семьи – меня и наших детей. Кстати, о карьере мы никогда не думали, просто трудились каждый на своем месте, решая задачи, которые ставила перед нами жизнь.
Продвижение по службе для Валеры – это новые трудности, решение более сложных задач, а для нас, для семьи – меньше времени для общения. Его победа – это когда удалось помочь кому-то, что-то построить, решить какие-то проблемы города, области. Признаюсь честно, быть женой губернатора – не самая завидная «должность». На мою долю выпало немало тревог и переживаний.
Я никогда не забуду, когда приехала сюда в первый раз. Это был солнечный осенний день. Я погуляла по Покровке, прошлась по набережной. Помню, как меня поразили эти волжские просторы. Вечером пошли в театр. Когда я говорю с Валерой, слушаю его, то понимаю, что он стал нижегородцем. Он искренне любит эти места, любит людей, которые здесь живут. Он многое успел, но при этом не останавливается, горит планами и идеями на будущее. Ну а поскольку мой муж очень настойчивый человек, то я абсолютно уверена – у него все получится.
А.Смирнов