Иван Затевахин о позитиве дикой природы
Тележурналист Иван Затевахин – кандидат биологических наук. Потому с полным основанием считает главным в работе «экологически ориентированного журналиста», как, впрочем, любого другого, компетентность.
Светлая картина мира
Недавно в Законодательном собрании Нижегородской области прошла встреча И.Затевахина с нижегородскими журналистами. Ведущий программы «Диалоги о животных» показал фильм, снятый на Командорских островах, и ответил на вопросы нижегородских коллег. «Моя задача, – сказал И.Затевахин, – общаться с людьми и рисовать для них позитивную картинку дикой природы. Рассказывать, как она хороша. Научить любить то, что есть. Чтобы не возникало никаких фобий, нужно природу не только любить, но и понимать. И никакой дидактики быть не должно».
– Я биолог, меня это с детства интересует, китами, дельфинами и собаками занимался профессионально. 15 лет проработал в Институте океанологии им. Ширшова, исследуя китов и дельфинов. А собаками зарабатывал себе на жизнь, когда в 90-х прожить на зарплату младшего научного сотрудника, научного сотрудника и даже кандидата наук стало невозможно.
– Формировать позитивную картину природы – замечательная задача. Но есть проблема – туризм по диким местам.
– Туристы вообще дикой природе вредны. Но если хотим природу защищать, нужно ее людям показывать. Ну показал я фильм о Командорах – а дальше-то что? Чтобы людей вовлекать в процесс охраны природы, их надо туда возить. Эта задача – сложнейшая. Думаю, многие видели фильмы «Аляска», об австралийских заповедниках и заказниках, где туризм организован так, чтобы и показать, и уберечь: человека – от дикой природы, природу – от человека. Или африканские сафари – государственный бюджет формируется от заповедника в Кении! И до нашего Семиостровья в Баренцевом море вполне бы можно доехать. Это уж просто золотое дно.
– В отечественной документальной журналистике произошел кризис. Плюс появились роскошные познавательные каналы, которые продвигают российскому зрителю иностранные научно-популярные фильмы. Сегодня какие процессы происходят?
– Вы же понимаете, что разницу создают бюджеты. Но у нас появился замечательный канал «Моя планета», которому Русское географическое общество выделяло гранты. Мы работали «в поле» два сезона – нам помогало. Ситуация в этом плане с мертвой точки, безусловно, сдвинулась.
А на западе это – индустрия, начавшая развитие лет пятьдесят назад! Я работал с «Animal Planet». Коммерсанты – коммерческую проблему и решают. А когда везде развешаны плакаты, биллборды, лучшие кадры крутят круглосуточно чуть ли не по утюгу, конечно, народ будет смотреть. И никаких мыслей об охране природы. Никаких откровений. Ничего святого. Но подход правильный: одни заработали деньги, другие получили качественный товар. Всем хорошо. Индустрия. Рынок. У нас пока не индустрия. Деньги вкладываются, движение началось. Бюджет, конечно, несопоставимый с британским или американским, выглядим не так глянцево. Зато понятно российскому жителю. Доходчиво. Однако на энтузиазме далеко не уедешь, нужен мотив. Уверяю вас, люди работают за деньги. Еще важно правильно ставить и решать правильные задачи.
Много времени в наших передачах посвящено зоозащите, что сейчас очень актуально.
Законы: какие и зачем
– В ответ на такое часто слышишь: вот, люди плохо живут, а вы о животных печетесь!..
– Наша с вами задача – объяснить людям простой факт: одно с другим никак не связано. Если вы наблюдали, бомжи порой ходят с собаками и заботятся о них. Это не мешает им быть бомжами. Повысим жизненный уровень бомжа – он перестанет быть бездомным? Не знаю. А свою собаку перестанет любить в этом случае? Уверен, что не перестанет.
А воспитывать и перевоспитывать людей тоже нужно с умом. В конце концов, законодательство менять. Людей, жестоко обращающихся с животными, нужно наказывать.
– Законодательная база в сфере защиты животных хромает на обе ноги. В России до сих пор нет закона о жестоком обращении с животными. Что в нем должно быть основным, в этом законе, о котором много говорят, но которого никто до сих пор ни разу не видел?
– Этот закон некогда был… В 1999-2000 гг. мы с группой товарищей-единомышленников сделали все, чтобы его не приняли. В рабочей группе той версии закона не было ни одного биолога. Его пролоббировали некие западные зоозащитные организации, которые преследовали свои цели. Ну… группа профессиональных зоозащитников, создавая искусственно некую проблему (вот хоть опасных пород собак), соответственно, создает PR-повод и выбивает деньги под решение этой проблемы. Закон был дичайшим! Можно было схлопотать срок чуть не за убийство таракана! За поимку мыши в мышеловку – это же жестокий способ! Та версия закона ставила совершенно на уши нормальных собаководов, никак не ограничивая ненормальных.
Пока, на мой взгляд, достаточно заставить работать уже имеющиеся статьи кодексов. В УК, например, есть статья о карах за жестокое обращение с животными. Ее бы немножко подработать, расширить или откорректировать понятия, а регулирование популяций и другие вопросы – уже не первой очереди.
– Кто в рамках вашей работы помогает пропагандировать заботу о природе?
– Когда-то Министерство печати давало гранты на съемки. Потом лет десять – никто. Нынешняя моя программа – на государственном канале, значит, в рамках программы помогает государство. Если речь об общественных организациях – то Русское географическое общество (РГО). В нем состоят коллективные члены, в том числе небедные корпорации. И знаете, кто председатель попечительского совета РГО. И слава Богу, что президент и нынешний министр обороны вопросами охраны природы очень увлечены. Потому компании и корпорации активно вкладывают в РГО средства.
Павел Миронов, руководитель аппарата комитета по экологии ОЗС, сказал, что в Нижнем Новгороде недавно прошло организационное заседание Нижегородского отделения РГО. Во главе попечительского совета – губернатор Валерий Шанцев, один из членов попечительского совета – председатель ОЗС Евгений Лебедев. Предполагается активное участие нижегородцев в его мероприятиях. «А вас приглашаем участвовать в конференции «Экомаршрутами экотуризма». Приедете? Экотуризмом комитет занимается активно при поддержке министерства малого бизнеса».
– Что ж, региональному отделению логично сотрудничать с представителями своей области, а потом расти. А экотуризм – хорошее дело, при мудрой организации – правильный бизнес. Не какой-то там купи-продай: и людей воспитывает, и позволяет вкладывать в природу, а значит, в наше будущее.
Т.Криницкая
«Под занавес»
Две заключительные минуты беседы корреспондент «ГК» использовал для блиц-интервью:
– Иван, ваша любимая порода собак?
– Группа «буль».
– Самая трудновоспитуемая порода собак? И чего псам никак нельзя позволять?
– Миф! Нет таких пород! Современные методики позволяют рыбок в аквариуме дрессировать, а уж с собакой не справиться – это смешно. Нельзя им позволять, как и детям, садиться на шею.
Поскольку разговор пошел самый «светский» – о собаках, вмешалась коллега: – А почему собака часто похожа на своего хозяина?
– Всегда! – категорично заявил Затевахин. – На хорошего, на любящего и любимого хозяина собака всегда похожа. Потому что все время с хозяином в контакте. – И мы продолжили «обстрел»:
– Любимая книга?
– Точно не скажу. Много…
– Любимая тема в науке? Ну кроме дельфинов-китов.
– Этология. Поведение животных. Ею, собственно, я и занимался.
– Любимая тема в музыке?
– Вот, видимо, в детстве мне кто-то на ухо наступил…
– Любимое блюдо в собственном исполнении?
– Баранину в кефире замариновать, а потом на мангальчике – шашлык… Спе-ции взять разные. Или какие есть.